Главная arrow Все публикации на сайте arrow Свидетельства Шестова
Свидетельства Шестова | Печать |
Автор Дынин Б.С.   
05.12.2016 г.

Вопросы философии. 2016. № 11.

 

Свидетельства Шестова

Б.С. Дынин

В статье обосновывается специфика философии Шестова, его борьба за свободу от идолов, к которым он причисляет Разум и Мораль. Также рассматривается отношение Л. Шестова к проблеме зла. Автор рассматривает произведения Шестова как свидетельства его странствований по собственной душе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Шестов, разум, мораль, зло, религия, свидетельство, душа.

 

ДЫНИН Борис Семенович ‒ кандидат философских наук, независимый исследователь. Торонто, Канада.

Цитирование: Дынин Б.С. Свидетельства Шестова // Вопросы философии. 2016. № 11. С. ?‒?

 

 

Voprosy Filosofii. 2016. Vol. 11.

Testimonies of Shestov

Boris S. Dynin

The article explains the specifics of Shestov's philosophy, his fight for freedom from the idols, up to Mind and Morality. Also considered L. Shestov’s relation to the problem of evil. The author considers Shestov’s works as evidences of the philosoph’s travelling over his own soul.

KEYWORDS: Shestov, Mind, Morality, Evil, Religion, Testimony, Soul.

 

DYNIN Boris Semenovich ‒ CSc in Philosophy, independent researcher. Toronto, Canada.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Citation: Dynin B.S. Testimonies of Shestov // Voprosy Filosofii. 2016. Vol. 11.

 

Книга Льва Шестова «На весах Иова» имеет подзаголовок: «Странствования по душам». Странный метод философствования – разговор с душами умерших! Такое к добру не приводит. Вот и с собственной душой философа случилось злоключение. Многие прочитали Шестова, но немногие пошли вместе с ним странствовать по душам его героев. Когда случается прочитать обзор его работ, возникает ощущение, что их авторы обеспокоены вопросом: «Как выразить уважение Шестову и вместе с тем оставить его (и свою) душу в покое, ибо непонятно, как реагировать на шестовские мысли-крики».

Прочитайте «Дерзновения и покорности» в книге «На весах Иова». По первому чтению, очень вероятно, вы найдете Шестова старомодным и никуда не ведущим вас философом. Но, переходя от недоумения к отрицанию, также вероятно, вы почувствуете беспокойство – как будто Шестов толкает вашу душу к бездне, и нет сил отвернуться от нее.

Шестова удобно называть религиозным философом. Его герои: Иов, Паскаль, Лютер, бл. Августин, св. Павел… Он спорит со Спинозой, Гегелем, Гуссерлем… Обсуждая вопросы веры, он не присоединяется к определенному вероисповеданию, но признает грехопадение человека, вкусившего плод от дерева познания, и обнаруживает свидетельства о грехе в стремлении человека принять автономные разум и мораль за последнее утешение и надежду. Если Шестов и является религиозным философом, то таким, у которого нет ни философии, ни религии, но одна мучительная борьба за свободу от идолов, не только глиняных, но и идеальных, будь то сами Разум и Мораль.

Шестовские герои – это те души, которые переживают ужас, у каждой – свой, особенный и личный, не поддающийся увещеванию наставлениями разума и морали с их общими истинами и нормами. Преодолеть ужас, не знать его, сделать его не бывшим – только на это согласен Шестов от своего имени и во имя своих героев. И потому он противопоставляет откровение умозрению, Иерусалим Афинам. Он не защищает Бога перед лицом зла в мире и не выдает религиозные поучения с целью оправдать разум и мораль от Его имени. Он свидетельствует (называйте это «религиозной философией») о душах, увидевших себя на страшном суде, где не оправдаться разумом и моралью.

Вот свидетельство Шестова: «Страшный суд ‒ величайшая реальность. В минуты ‒ редкие, правда, ‒ прозрения это чувствуют даже наши положительные мыслители. На страшном суде решается, быть или не быть свободе воли, бессмертию души ‒ быть или не быть душе. И даже бытие Бога еще, быть может, не решено» [Шестов 1993, 153]. Нужно суметь усмотреть здесь нечто большее, чем красивый афоризм. Это свидетельство о мучительном вопросе, который, быть может, и ваш вопрос. Это Шестов мучается мучениями Иова и других отверженных душ, одиноких в мире разума и морали.

Шестов отвергает всякое философское объяснение зла и любое теологическое его оправдание. Он возмущается диалектическими рассуждениями и увещеваниями, в результате которых мы можем примириться со злом или увидеть в нем путь к торжеству добра. Взывания Иова становятся философией и верой Шестова. Тот не может искать успокоения в системах умозаключений или в храме, для кого само бытие Бога решается на страшном суде его души. Шестов ушел из этих систем и не вошел в храм, ему остается только странствовать по душам, успокоение которых есть ложь.

Если вы не чувствуете себя соучастником злоключений Иова и других отверженных одиноких душ, если у вас не возникает отчаяние при мысли о судьбе Сократа, если вы не чувствуете ужас от взгляда в глаза обреченным на вечное осуждение, Шестов останется для вас старомодным, никуда не ведущим философом. Но если вслед за Шестовым вы увидите в криках Иова путь к добру и истине, вы не станете пытаться извлекать из его трудов философскую систему и логичный ответ на ваши вопросы. Они останутся вашими, и вам самим придется искать ответ на них. Отдайте дань уважения Шестову, не навешивая на него историко-философских ярлыков (экзистенциалист, иррационалист и пр.). Решитесь на то, на что отваживался он сам: «Может быть, попытаться побеседовать с покойным? М.О. Гершензон оставил после себя книги. Вчитаться в них, прислушаться вновь к его голосу. И, быть может, дерзнуть еще на большее: попытаться угадать, что он говорит, что он думает теперь о том, что его тревожило и волновало, когда он, как и мы, был отделен ограниченностью своего смертного существа от последней тайны. Это – вместо реквиема единственная дань, которую без гнева, если не все обманывает, согласится принять от нас покойный. И не потому, что мы отгадаем его новые мысли. Вряд ли отгадаем – мы, которые так плохо проникаем даже в мысли тех, кто еще живет с нами. Но неумелость нашу, мы надеемся, он нам простит, хотя бы за то, что мы не согласились отдать его во власть смерти» [Шестов 1964, 13‒14]. Каждое слово здесь важно: «прислушаться», «дерзнуть», «что он говорит теперь», «отделен от последней тайны», «если не все обманывает», «вряд ли отгадаем», «не согласимся отдать его во власть смерти». Так прорывается Шестов к свидетельствам о последней тайне.

Для Шестова, как и для Иова, слушающего поучения разумных друзей-моралистов, «…все, чему нас учили и учат, не настоящее. Оно только для нужд дня. А настоящее далеко: впереди, позади. И путь к нему – один, его же никто не избегнет» [Шестов 1993, 151]. Так говорит Шестов, и он же восстает против всех неизбежностей, ибо всякая неизбежность порождает зло в мире и ужас в нашей душе. «Весь гений свой Платон направил к тому, чтобы заворожить эту страшную, непрекращавшуюся и невыносимую боль, которую он, испытывал при воспоминании о позорной смерти “лучшего из людей”» – Сократа [Шестов 1993, 181]. Но Шестов не будет завораживать свою боль, не примирится с тем, что Сократа отравили, как собаку. Он требует такой «…порядок, при котором мудрость и добродетель окажутся сильнее костра и цикуты, и сила этого порядка распространится не только на будущее, но и на прошлое, так что выйдет… что Сократ восторжествовал над Мелитом и Анитом и т.д. Пока идеи “идеализируются”, т.е. воспеваются и прославляются, этого быть не может. Стало быть ‒ прежде всего нужно стащить их с неба и поместить на земле, притом не в храме, а на черном дворе» [Шестов 1993, 157]. А поместить их на черном дворе ‒ значит не поддаваться соблазнам теорий и систем, разложенных под светом уличных фонарей и претендующих дать разумный ответ на моральный протест Ивана Карамазова против «всеобщей гармонии», удобренной слезами невинных детей.

Шестову нужно не объяснение зла, но чтобы бывшее стало не бывшим. Философско-религиозные попытки определить пути преодоления зла кончаются неудачами, изменой отчаивающемуся человеку. Для Шестова победа над злом может означать только одно: зла не было. Это трудно помыслить. Но несмотря на все, что говорит нам повседневная жизнь, разум и мораль, об этом можно помыслить, если существует Бог, который может прислушаться к воплям человеческих душ и сделать так, что «…истине “Сократа отравили” положен срок и, рано или поздно, мы отвоюем себе право утверждать, что никто никогда Сократа не отравлял, что эта истина, как и все истины, находится во власти высшего существа, которое, в ответ на наши взывания, может ее отменить…» [Шестов 1951, 16]. И тогда не нужны будут бесполезные рецепты преодоления зла. Его не будет.

Шестов знает, что если для Бога все возможно, то Он может быть и добром и злом. Ведь это Он сказал Сатане: «Вот, все, что у него, в руке твоей» (Иов 1:12), и Иов был брошен в бездну ужаса. Но стал взывать из своей бездны, требовать ответа от Бога, для которого все возможно, и бывшее стало не бывшим. «И возвратил Господь потерю Иова» (Иов 42:10). Гнев Иова проложил путь к истине и добру.

Трудно странствовать по душе самого Шестова. Вы слышите, как в ней звучит голос надежды на преодоления зла в нашей жизни через веру. Но вместе с тем у него нет уверенности в этом, ибо «Для него (Бога. – Б.Д.) не существуют ни моральные санкции, ни разумные основания, он не нуждается, как смертные, в основании, в поддержке, в почве. Беспочвенность – основная, самая завидная и наиболее для нас непостижимая привилегия божественного. Стало быть, вся наша моральная борьба, равно как и разумные искания ‒ раз мы признаем, что Бог есть последняя цель наших стремлений, ‒ рано или поздно (скорее, конечно, поздно, очень поздно) приведут нас к свободе не только от моральных оценок, но и от вечных истин разума» [Шестов 1993, 226]. Но и для верующего здесь заключена великая тайна.

Кажется, так можно оправдать все что угодно, всякое мракобесие и суеверие. Но надо помнить, что Шестов начинает не с некоего абстрактного принципа и не претендует на беспристрастную объективность и общезначимый результат. Он обнаружил ужас в своей душе и в душах своих героев, и вся его борьба есть его преодоление. Если для Бога все возможно, то возможно и полное торжество зла, о чем также свидетельствуют крики его героев и их споры с Богом. И поэтому крики, стенания, гнев отчаявшихся душ становятся последним аргументом в борьбе за истину и добро.

Но, может быть, разговаривать с Шестовым уже поздно, слишком поздно, и мы должны оставить его смерти? Может быть, уже безнадежно устарело признание, что для Бога все возможно, и что Он есть последняя цель наших стремлений? И следует признать, что жизнь кончается ничем, что зло в истории и в нашей жизни есть просто естественное и потому разумно объясняемое обстоятельство, неизбежное и потому также морально оправдываемое? И хотя «ничто» не может придать смысл нашей радости, горю, надеждам и разочарованиям, нашему стремлению к добру и к истине, быть может, мы просто должны стараться следовать нашему разуму и морали, по возможности спокойно проживая отведенное нам природой время? Если мы не доверяем свидетельствам Шестова о том, что этот путь кончается ужасом, то отдадим ему должное (ни к чему нас не обязывающее) и забудем о нем и о его героях.

«Великая и последняя борьба уготована человеческим душам», ‒ повторял Шестов слова Плотина. Можем ли мы прислушаться к их загадочным речам? И к чему они нас ведут? Ответ – в свидетельствах наших собственных душ.

 

 

Источники Primary Sources in Russian

 

Шестов 1951 ‒ Шестов Л.И. Афины и Иерусалим. Париж: YMCA-PRESS, 1951 [Shestov L.I. Athens and Jerusalem. In Russian].

Шестов 1964 ‒ Шестов Л.И. О вечной книге. Памяти М.О. Гершензона // Шестов Л.И. Умозрение и откровение: Религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи. Париж: YMCA-PRESS, 1964 [Shestov L.I. About eternal book. In memory of M.O. Gershenzon. In Russian]

Шестов 1993 ‒ Шестов Л.И. На весах Иова // Шестов Л.И. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1993 [Shestov L.I. In Job's Balances. In Russian].

 

 

 
« Пред.   След. »