Главная arrow Все публикации на сайте arrow Первенство принципов непротиворечия и исключенного третьего
Первенство принципов непротиворечия и исключенного третьего | Печать |
Автор Маслов Д.К.   
13.08.2017 г.

Первенство принципов непротиворечия и исключенного третьего в «Вопросах» XIII – первой половины XIV вв. к «Метафизике» Аристотеля

 

В статье дается краткий обзор мнений схоластиков о первенстве принципов непротиворечия и исключенного третьего в комментариях к книге IV «Метафизики» Аристотеля, написанных в форме «Вопросов». Показано, что вопрос об эпистемологическом первенстве принципа был впервые поставлен Петром Овернским. Утверждение Петра о том, что первым принципом является принцип тождества («сущее есть сущее») принимали некоторые схоластики в конце XIII в. (Иоанн из Динсдейла, Радульф Бритон) и в XIV в. (Антоний из Андреи). Отвергали его несколько английских авторов конца XIII в., а в XIV в. – Иоанн Жанденский; наиболее развернуто возражал на это утверждение Франциск из Марке. Кроме того, у Франциска из Марке можно встретить критику тезиса, что прочие аксиомы выводятся из «первого принципа». Восстановить историю дискуссий о первых принципах в комментариях к «Метафизике» возможно лишь при обращении к рукописным текстам. В статье учтены все основные дошедшие до нас «Вопросы» рассматриваемого периода к кн. IV «Метафизики», многие из которых к настоящему времени еще не изданы. Особое внимание уделено манускриптам «Вопросов» Петра Овернского и малоизученным рукописям оксфордских комментаторов конца XIII в.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: принцип непротиворечия, принцип исключенного третьего, принцип тождества, принцип двойного отрицания, комментарии к «метафизике» Аристотеля, схоластика.

 

МАСЛОВ Данила Константинович – кандидат философских наук, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Voprosy Filosofii. 2017. Vol. 7. P. ?–?

 

The Primacy of the Principles of Non-Contradiction and the Excluded Middle in Question-Commentaries on Aristotle's Metaphysics in the 13th – First Half of the 14th Centuries

Danila K. Maslov

 

The article is devoted to a brief overview of opinions on the “primacy” of the principles of non-contradiction and the excluded middle of the scholastics who commented on Aristotle’s Metaphysics in the form of quaestiones. It is shown that Peter of Auvergne was the first author who put the question on the primacy of the principle. Peter’s claim that the first principle is the principle of identity (“being is being”) was accepted by several scholastics of the late 13th century (John of Dinsdale, Radulphus Brito) and by Anthonius Andreae in the 14th century, but rejected by a number of English masters of the 1290s, and in the 14th century – by John of Jandun and, most elaborately, by Francis of Marchia. Moreover, in Francis of Marchia we find a critique of the idea that all the other axioms can be deduced from the “first principle”. Recourse to the manuscripts is indispensable for a survey of the discussions on the first principles in commentaries on the "Metaphysics". All the main extant Quaestiones to Metaphysics IV written in the period studied here, quite a few of them still unpublished, have been taken into consideration in this article. The main focus is upon the manuscripts of the Quaestiones by Peter of Auvergne and by the so far little-studied Oxford commentators of the late 13th century.

 

KEY WORDS: the principle of non-contradiction, the principle of the excluded middle, the principle of identity, the principle of double negation, commentaries on Aristotle’s Metaphysics, scholasticism.

 

MASLOV Danila K. – CSc in Philosophy, Associate Professor (Docent), Department of History of World Philosophy, Lomonosov Moscow State University.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Received at March 4, 2017.

 

Citation: Maslov, Danila K. (2017) “The Primacy of the Principles of Non-Contradiction and the Excluded Middle in Question-Commentaries on Aristotle's Metaphysics in the 13th – First Half of the 14th Centuries”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?.

 

 

Статья поступила в редакцию 4 марта 2017 г.

 

 

Цитирование: Маслов Д.К. Первенство принципов непротиворечия и исключенного третьего в «Вопросах» XIII – первой половины XIV вв. к «Метафизике» Аристотеля // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

 

 

 

 

 

В книге «О принципе противоречия у Аристотеля» Ян Лукасевич пишет: «Удивительно, с каким упрямым постоянством в науке сохраняются некоторые взгляды не только неточно сформулированные и необоснованные, но просто ложные и, как я считаю, единственно потому, что кто-то однажды их высказал – остальные же некритически их повторяют. То же самое происходит со взглядом на отношение принципа противоречия к принципу тождества» [Лукасевич 2012, 92]. Вопреки распространенному заблуждению, «…принцип противоречия отличается от принципа тождества и его не удается вывести из принципа тождества» [Там же, 200]. Спорным, как показывает Лукасевич, является и утверждение Аристотеля, что принцип непротиворечия является основанием всех прочих аксиом («Метафизика» Γ 3, 1005b 32–34), ведь утвердительный ответ на вопрос о том, «является ли принцип противоречия достаточным основанием всех прочих принципов», «…был бы несомненно ошибочен» [Лукасевич 2012, 140–141].

В Средние века «ложные взгляды» Аристотеля не просто воспроизводились. Они были также предметом критической рефлексии в многочисленных комментариях XIIIXIV вв., написанных в форме «Вопросов», quaestiones, к «Метафизике» Аристотеля. Эта рефлексия появляется не сразу. «Вопросы к “Метафизике”», написанные в 1230–1270-х гг., изобилуют примерами некритического восприятия соотношения принципов непротиворечия, тождества, двойного отрицания и других принципов; можно привести довольно длинный список имен авторов, кратко упоминавших о выводимости принципа непротиворечия из принципа тождества или же мимоходом утверждавших, что «первый принцип» является началом для всех последующих начал. Таковы первый комментатор «Метафизики» в форме «Вопросов», Рикард Руф из Корнуолла (1230-е гг.), Роджер Бэкон (1240-е гг.), Галфрид из Аспала и Лондонский аноним (1250–60-е гг.), Рикард из Клива и Эгидий Римский (1270-е гг.), а также Генрих Гентский (?)[1]. То же некритическое отношение к высказываниям Аристотеля можно обнаружить и в комментариях к «Метафизике» Адама из Бакфилда, Альберта Великого и Фомы Аквинского, написанных в форме expositio, однако с начала 1270-х гг. появляются тексты, в которых в явном виде обсуждаются вопросы о «первенстве» принципа непротиворечия. Здесь я не ставлю перед собой задачи защитить схоластические дискуссии перед лицом критики Аристотеля со стороны Лукасевича, но лишь в самом кратком и предварительном виде восстановить историческую канву дебатов о «первенстве» первых принципов. Впервые «первенство» принципа непротиворечия обсуждается Рикардом Руфом из Корнуолла, который сопоставляет принцип непротиворечия и Первопричину (5, Q. 1, см.: [Richardus Rufus Cornubiensis 2013]. Вопросы же о соотношении принципа непротиворечия и других аксиом в явном виде были впервые сформулированы в начале 1270-х гг. анонимным последователем Боэция Дакийского [Anonym 2009, 288–289] и Сигером Брабантским [Siger de Brabant 1983, 152–153; Siger de Brabant 1981, 189–190] в «Вопросах» к кн. IV «Метафизики». В рассмотрении вопроса Сигер исходит из комментария к «Метафизике» Фомы Аквинского, выстраивая параллель между порядком терминов и порядком предложений: как «сущее» есть самый первый термин, так и принцип непротиворечия, состоящий из этого термина и смешиваемый Сигером с принципом двойного отрицания («сущее не есть не-сущее»), является первым по отношению к остальным аксиомам. Вслед за Фомой Аквинским (lib. 4, l. 6, n. 10) Сигер упоминает здесь два «действия интеллекта» – «постигающее» (apprehensiva) и «складывающее» (compositiva) [Siger de Brabant 1981, 190; Thomas de Aquino 2000].

Петр Овернский в «Вопросах к “Метафизике”»[2], предположительно написанных в конце 1270-х или самом начале 1280-х гг. [Ebbesen 2014, 280], ставит вопрос несколько иначе, чем Сигер и анонимный последователь Боэция Дакийского. На сей раз вопрос касается не отношения первого принципа к остальным аксиомам, но его отношения к знанию в целом: «Необходимо ли познающему что-либо познавать первый принцип?» Пусть и далеко не буквально, но Петр в этом вопросе следует за Сигером. Так же, как и Сигер, Петр выдвигает довод на основании различения двух актов интеллекта, сопровождая его ссылкой на аристотелевский трактат «О душе» (III, 6, 430a 26–27):

 

Надлежит знать, что из умопостигаемого нами одно сложное, а другое несложное. Несложное есть чтойность, а сложное складывается из чтойностей, и в соответствии с этим есть два действия интеллекта, как явствует из третьей книги «О душе»: одно есть постижение простого, а другое – складывание постигнутого простого в сочетания. И, как видно, одно из этих действий соподчинено другому. И подобно тому как в роде несложного умопостигаемого сущее есть первое умопостигаемое нами, так в роде сложного мыслимого то, что в наибольшей степени и прежде всего постигается нами, есть принцип, который образуется в терминах сущего, и он есть принцип и мера всего сложного, постигаемого нашим умом[3].

 

Петр Овернский отвечает на вопрос несколько неожиданно. В кембриджской рукописи мы читаем: «На вопрос… необходимо ли постигающему что-либо постигать первый принцип, каковой есть смысл сущего (ratio entis), отвечаю, что представляется, что да»[4]. При этом на полях другой рукой вписан несколько иной по форме ответ на вопрос: «Следует ответить “нет”, но познающему что-либо необходимо познавать первое несложное»[5]. Ватиканская рукопись позволяет восстановить авторское решение вопроса (determinatio quaestionis): «Когда спрашивается, необходимо ли познающему что-либо познавать первый принцип, следует ответить, что нет, но что познающему что-либо необходимо познавать первое несложное, каковое есть смысл сущего»[6].

Смысл ответа Петр разъясняет ниже. Подобно Сигеру, исходившему из параллелизма порядков терминов и порядка «сложных», то есть пропозиций, Петр уподобляет один порядок другому и утверждает, что познающему что-либо надлежит знать «первое несложное», то есть «смысл сущего», и что лишь познающему «какое-либо сложное», то есть всякую пропозицию, включая все «другие» принципы, необходимо знать «первое сложное умопостигаемое», то есть первый принцип, имеющий пропозициональную форму[7]. Но в чем смысл отрицательного ответа на вопрос? Под конец quaestio Петр говорит, что безусловно первым принципом является не принцип «О всяком быть либо не быть», но какой-то другой, и обещает прояснить это далее[8]. И действительно, сразу вслед за вопросом IV.11 Петр ставит вопрос, является ли «о чем-либо быть либо не быть первым принципом?»[9]. Благодаря Петру Овернскому этот вопрос войдет в стандартный набор «вопросов» к кн. IV «Метафизики» в XIVXV вв. По-видимому, из всех парижских «вопросов» к «Метафизике», написанных в XIII в., «Вопросы» Петра Овернского были самыми влиятельными, что связано не в последнюю очередь с тем, что Петр, занимавший пост канцлера Парижского университета, распространял некоторые свои комментарии к Аристотелю, включая комментарий к «Метафизике», через систему pecia (что в поздней античности означало «лоскуты»), при которой текст сочинения выдавался писцам специально на то уполномоченным лицом (будь то библиотекарь или кто-то еще); cм.: [Flüeler 2014, 406–407; Teeuwen 2003, 187–189]. При этом рукопись разбиралась на отдельные fasciculi, то есть сфальцованные листы, что способствовало как большей скорости копирования текста, так и сохранению его в авторизованной редакции. По влиянию на комментаторов последующих столетий «Вопросы» Петра Овернского затмили, как представляется, комментарий Сигера Брабантского, дошедший в меньшем числе списков, что может быть связано в том числе и с осуждением 1277 г. Мнение Петра Овернского относительно того, какой принцип является первым, было известно так же хорошо, как и сама постановка вопроса о «первенстве» принципа, вплоть до последней четверти XV в., когда его приводит, к примеру, краковский схоластик Ян из Глогова в «Вопросах к “Метафизике” Аристотеля», в которых Петр Овернский даже упоминается по имени [Jan z Głogowa 1984, 179].

Согласно Петру Овернскому, первый «сложный» принцип – не принцип непротиворечия и не принцип исключенного третьего, но то, что мы называем «принципом тождества»: «сущее есть сущее». Основной довод Петра прост: принципы непротиворечия и исключенного третьего, имеющие соответственно «соединенный» и «дизъюнктный» предикаты, являются «делимыми» на части, которые «виртуально» в них содержатся, тогда как «начало и мера» всего в роде умопостигаемого является чем-то «минимальным» и неделимым. Говоря о первом «неделимом» в роде «сложных умопостигаемых», Петр ссылается на аристотелевский трактат «О небе» (De caelo et mundo в средневековом латинском переводе), в котором, в изложении Петра, говорится о том, что «принципы, регулирующие и измеряющие другие принципы, минимальны по количеству и максимальны по силе и мощи»[10]. Таким образом, принципы непротиворечия и исключенного третьего не могут быть первыми в абсолютном смысле, simpliciter, и потому «умопостигаемое в первую очередь», делает вывод Петр, очевидно имея в виду тождество субъекта и предиката, «соделано в одних и тех же терминах»[11]. Таким образом, первый принцип должен быть «простейшим высказыванием» (simplicissima enuntiatio), а первое есть такое, в котором «одно утверждается в отношении одного»[12]. В этом простейшем высказывании берется первый термин – «сущее». Первый принцип – «сущее есть сущее», за ним следует принцип двойного отрицания – «сущее не есть не-сущее», а объединяя их мы получаем принципы непротиворечия и исключенного третьего[13].

В конце XIII в. мнение Петра Овернского в парижской философии воспроизводит Радульф Бритон, чьи «Вопросы к “Метафизике”» были, как показал Стен Эббесен, написаны под сильным влиянием «Вопросов» Петра и предположительно являются ранним сочинением Радульфа, относящимся к началу 1290-х гг. [Ebbesen 2014, 280]; см. также: [Ebbesen 2001]. В самом деле, вопросы IV.7 и IV.8 Радульфа во многом текстуально повторяют quaestiones Петра и оригинальны лишь в некоторых несущественных деталях. Так, например, Радульф обосновывает тезис о том, что «минимальное» является мерой для всего последующего за ним, используя пример с чаркой и другими мерами вина. Если мы отнимем или, наоборот, прибавим немного к наименьшей мере вина, то это будет для нас заметнее, чем в случае с большими мерами[14].

В оксфордской философии 1280–1290-х гг. на мнение Петра Овернского так или иначе ориентируются все авторы «Вопросов к “Метафизике”», которые рассматривают вопрос о том, какой из принципов является «первым»: Иоанн из Динсдейла (ок. 1283 г.)[15], Гвилельм из Бонкис (ок. 1292 г.)[16], Питерхаузский аноним (Anonymus Domus Petri) и Ориельский аноним (Anonymus Orielensis) (по всей вероятности, 1290-е гг.)[17], однако из этих авторов последователем Петра является только Иоанн из Динсдейла, тогда как остальные магистры возражают Иоанну.

Текст вопросов Иоанна из Динсдейла «Является ли первый принцип доказательства известнейшим?» и «Является ли первым принципом “одному и тому же не случается быть и не быть”?» в значительной степени зависит от текста Петра Овернского. Иоанн соглашается с мнением Петра в том, что принципы непротиворечия и исключенного третьего не являются первым принципом[18] и делает отсылки, в основном, к тем же auctoritates, что и Петр, в том числе, к кн. X «Метафизики» и трактату «О небе»[19], но, заканчивая свое решение вопроса о первенстве принципа, он отчасти корректирует воспроизводимую им точку зрения. Согласно Иоанну, «оба принципа», а именно «сущее есть сущее» (который упоминается здесь вместе с принципом двойного отрицания) и принцип исключенного третьего, который упоминается вместе с принципом непротиворечия, являются принципами подобно тому, как Аристотель говорит о перводвигателе в кн. XII «Метафизики»: перводвигатель есть, с одной стороны, тот, от кого по природе начинается движение, а с другой стороны, тот, от кого начинается «наилучшее» движение. Иоанн использует эту аналогию, говоря о «движении к познанию неизвестного». Именно в этом, втором значении, принципы непротиворечия и исключенного третьего являются наиболее действенными – в том смысле, что они делают известным неизвестное и ведут к знанию частного заключения, тогда как «другие» принципы, под которыми подразумеваются, очевидно, принципы тождества и двойного отрицания, являются первыми принципами simpliciter, то есть «просто» или в абсолютном смысле[20].

После Иоанна из Динсдейла вопрос о том, какой из принципов является первым, рассматривался в рамках вопроса «Является ли первый принцип известнейшим?». Тексты этого вопроса у Гвилельма из Бонкис, Ориельского и Питерхаузского анонимов имеют много сходств. В настоящее время было бы поспешностью выдвигать какие-либо гипотезы относительно последовательности написания этих «Вопросов к “Метафизике”». И все же, Сильвия Донати полагает, что анонимные сочинения были написаны в самом конце XIII в. под влиянием комментария Гвилельма [Donati 2014, 145], и это предположение выглядит убедительным по крайней мере при сопоставлении комментариев Гвилельма и Ориельского анонима, который, по сравнению с Гвилельмом, сокращает число «вопросов», но, как правило, рассматривает их более развернуто, отчасти воспроизводя, а отчасти развивая аргументацию Гвилельма. Сходство между этими комментариями не ограничивается постановкой «вопросов», ответами на них, а также общим ходом рассуждения, но распространяется и на приводимые авторами примеры, а также на другие детали аргументации. В то же время Ориельский аноним до некоторой степени самостоятелен и далеко не во всем копирует Гвилельма. Издание этих сочинений позволило бы, возможно, делать предположения о том, не могли ли Гвилельм и Ориельский аноним быть одним и тем же лицом. В самом деле, речь может здесь идти не только о разном авторстве, но и о reportationes лекций одного магистра, прочитанных в разные годы, ведь Гвилельм находился в Оксфорде не только в 1292 г., но также и в 1300 г. [Emden 1957–1959, 219–220], а значит, теоретически мог неоднократно читать лекции по «Метафизике» Аристотеля. Во всяком случае, в исследуемом вопросе эти два автора, а также Питерхаузский аноним, придерживаются одной точки зрения. Поскольку здесь я не преследую цели детально сопоставить все три текста, то ограничусь цитированием одного Ориельского анонима.

В вопросе о том, «является ли первый принцип известнейшим», исходно подразумевается принцип непротиворечия (а также исключенного третьего). Ориельский аноним суммирует по большей части уже ставшие стандартными к его времени возражения против тезиса о том, что принцип непротиворечия является notissimum в нескольких аргументах, выдвигаемых от лица оппонента. Во-первых, в отношении принципа «Невозможно одному и тому же разом быть и не быть» возможно заблуждение[21]. Кроме того, не является известнейшим то, противное чему может быть помыслено, но многие древние полагали противное этому принципу[22]. Принципы познаются через познание терминов, а потому термины какого принципа известны лучше, тот принцип и сам известен лучше, чем прочие. Но термины принципа «Сущее есть сущее» известны лучше, чем термины принципа «Невозможно одному и тому же разом быть и не быть», ибо смысл сущего (ratio entis) есть первое, что приходит на ум, согласно Авиценне[23]. Далее, в своей истине лучше известно то, противное чему известнее в своей лжи, но противное пропозиции, в которой одно и то же предицируется о себе, известнее в своей лжи, чем противное принципу непротиворечия[24]. Из ложности отрицания одного и того же в отношении себя как из лучше известного выводится ложность пропозиции, в которой члены противоречия предицируются об одном и том же[25]. Наконец, автор приводит два довода «от авторитета»: согласно Боэцию, «никакое предложение не истиннее того, в котором одно и то же <предицируется о себе>»[26], а согласно Аристотелю, утвердительное высказывание известно лучше, чем отрицательное, ибо всякая отрицательная пропозиция может быть сведена к утвердительной; но «Невозможно одному и тому же разом быть и не быть» есть отрицательная пропозиция[27].

В единственном доводе в пользу противоположной точки зрения (ad oppositum) Ориельский аноним кратко ссылается на Аристотеля: Философ полагает обратное[28]. В своем решении вопроса автор использует еще одно общее место аргументации – перечисление «условий», которым должен соответствовать первый принцип. Это перечисление восходит к Аристотелю и часто фигурирует в комментариях к кн. IV «Метафизики», однако наиболее заметное место оно занимает у Петра Овернского в уже упомянутом quaestio IV.12, с которого началась история обсуждения «первенства» принципов тождества либо непротиворечия и в котором «условия» перечисляются в первом доводе оппонента: (1) в отношении первого принципа невозможно заблуждаться, (2) ему невозможно противоречить умом, но только лишь устами, (3) для его принятия не нужно предполагать что-либо еще вне него самого, (4) он естественным образом приходит к тому, кто им обладает[29]. После Петра Овернского описание conditiones обрастало новыми деталями, и мы наблюдаем это, в частности, и у Ориельского анонима, у которого «условия» композиционно занимают другое место, чем у сторонников мнения Петра – они приводятся не мысленным оппонентом, но автором. С точки зрения Петра Овернского и его последователей принцип тождества соответствует этим условиям в первую очередь, и лишь затем принципу непротиворечия[30]. В отличие от предшественников, Ориельский аноним, приведя условия, которым должен соответствовать первый принцип и указав на два действия интеллекта, соответствующие терминам и пропозициям, прочерчивает прямой путь от термина «сущее» через его отрицание – «не-сущее», – к принципу непротиворечия, минуя принципы тождества и двойного отрицания[31]. Само по себе такое решение вопроса (determinatio sive solutio quaestionis) едва ли могло рассматриваться как сильное, учитывая применимость условий к принципу тождества, и автор делает основной упор на опровержение доводов оппонента. Я не буду развернуто воспроизводить все ответы (responsiones) Ориельского анонима, а выделю лишь несколько мест, в которых тождественные высказывания соотносятся с принципом непротиворечия.

Автор считает, что термины принципов «сущее есть сущее» и «невозможно одному и тому же разом быть и не быть» одни и те же[32], и так снимается то возражение, что термины принципа тождества, а значит, и сам принцип, известны лучше.

Опровержение довода, что истинность принципа «сущее есть сущее» известна лучше, потому что противное ему известнее по своей лжи, направлено против меньшей посылки и ее доказательства на примере силлогизма из противолежащих посылок[33]. В силлогизме из противолежащих посылок (ex oppositis) посылки никогда не имеют форму членов противоречия, но одна берется как общеутвердительная, а другая – как частноотрицательная, в результате чего делается заключение об отрицании одного и того же в отношении себя и тем самым раскрывается ложность исходной гипотезы. В таком силлогизме, утверждает автор, члены противоречия не полагаются как члены противоречия, ибо в случае отрицания одного и того же в отношении себя актуально полагается только один из противолежащих членов (oppositum), тогда как другой полагается «скорее потенциально». Предикация членов противоречия разом об одном и том же с большей очевидностью (notius) ложна, поскольку в ней многие противолежащие полагаются в одном и том же актуально, и актуально противоречащие друг другу члены противоречия в меньшей степени совместимы друг с другом, чем акт одного с потенцией другого[34]. И несмотря на то что невозможность (impossibilitas) пропозиции «Человек есть белый и не есть белый» содержится в пропозиции «Человек не есть человек» или «Человек есть человек и не есть человек», это не вся «несовозможность» или несовместимость (incompossibilitas) и потому «первое мнение», в котором об одном и том же утверждаются члены противоречия (под ними в соответствии со «способом мнения» можно понимать актуально и одновременно присущие чему-либо противоположности), является невозможным в большей степени[35].

Наконец, у Ориельского анонима мы встречаем рассуждение о несводимости принципа непротиворечия к принципу тождества, основанное на различении между двумя видами отрицательных высказываний. Одни отрицательные пропозиции, такие как «Благо не есть зло», негативны по истине и по способу высказывания, тогда как другие, такие как «Не невозможно человеку быть белым», негативны только по способу высказывания, но «виртуально» они суть утвердительные высказывания. И если первые сводимы к утвердительным пропозициям как к лучше известным, то вторые нет, ибо они уже и так являются, пусть и виртуально, утвердительными. Именно к таким пропозициям относится отрицательное высказывание «Невозможно одному и тому же быть человеком и не быть человеком», и оно не сводится к пропозиции «Человек есть человек» или «Человек не есть нечеловек»[36].

Ничего не известно о том, получила ли какое-либо продолжение в Англии начала XIV в. критическая реакция Гвилельма из Бонкис и английских анонимов на мнение Иоанна из Динсдейла и Петра Овернского. Дунс Скот, перебравшийся к тому времени в Париж, а затем в Кельн, обходит стороной вопрос о первенстве принципов непротиворечия и исключенного третьего, и только более поздняя интерполяция неизвестного редактора или переписчика в его «Вопросах к “Метафизике”» воспроизводит аргументацию Петра [Duns Scotus 1997, 375][37]. Все комментарии английских анонимов, которые Сильвия Донати датирует концом XIII в., сохранились лишь в одном списке, написаны английской рукой и, за единственным исключением, хранятся в библиотеках Кембриджа и Оксфорда, а об английских комментариях XIV в. мы практически ничего не знаем; судя по перечню комментариев к Аристотелю, составленному Чарльзом Лором, этих комментариев сохранилось очень мало. В связи с этим едва ли возможно предполагать сколько-нибудь существенное влияние оксфордских (или, что еще менее вероятно, кембриджских) комментариев конца XIII в. к «Метафизике» Аристотеля на континентальную философию XIV в. И все же, как мы увидим, один из аргументов английских авторов можно встретить в XIV в. у Франциска из Марке в сильно измененном, и все же узнаваемом виде.

Следующим автором, чей комментарий к «Метафизике», написанный в форме «вопросов», должен быть здесь упомянут, был Августин Триумф из Анконы[38]. Его комментарий мог быть написан в промежутке между изучением им «искусств» и поступлением на парижский факультет теологии в 1297 г., однако с той же вероятностью его «Вопросы» могут быть датированы первым или вторым десятилетием XIV в. Вопрос Августина из Анконы, имеющий отношение к нашей теме, переформулирует вопрос Петра Овернского, необходимо ли познающему что-либо знать первый принцип: «Случается ли какому-либо интеллекту постигать <что-либо> без постижения первых принципов?»[39]. Сходство в заголовке quaestio и в ответе на вопрос (отрицательном в случае Августина из Анконы, что соответствует положительному ответу у Петра Овернского) не означает, однако, что Августин придерживается мнения Петра о первенстве принципа «Сущее есть сущее». Общий ход рассуждения у Августина близок тому, какой мы наблюдали в соответствующем «вопросе» Петра Овернского. В тексте присутствует и уже знакомая нам ссылка на трактат «О душе», но Августин, в отличие от Петра, сразу переходит от термина «сущее» к принципу непротиворечия, минуя принцип тождества, и не задается вопросом о том, какой из этих принципов является первым.

Критический ответ на мнение Петра Овернского содержится в комментариях, написанных во втором или третьем десятилетиях XIV в. Иоанном Жанденским и, в особенности, Франциском из Марке; см.: [Lambertini 2014, 390; Schabel 2015; Duba 2014, 440–463]. У этих авторов «вопросы» о первенстве принципа непротиворечия заметно длиннее, чем у их предшественников в XIII в., и общие места аргументации в пользу и против первенства принципа обрастают здесь многочисленными новыми доводами.

В «вопросе» Иоанна Жанденского «Является ли сложным первым принципом “Невозможно одному и тому же одновременно быть и не быть в одном и том же отношении и по отношению к одному и тому же и в абсолютном смысле”?» соотношение принципов непротиворечия и тождества не находится в фокусе внимания и непосредственно затрагивается лишь в одном доводе оппонента и в двух ответах на его доводы. Один из доводов против первенства принципа непротиворечия заключался в том, что первый принцип должен состоять из «наипростейших терминов». Иоанн отвечает (к сожалению, не поясняя свою мысль) что принцип непротиворечия состоит именно из таких терминов, ибо он является первым по отношению ко всем предложениям (complexa), входящим в доказательство, и к нему сводимы все заключения, тогда как к принципу «Cущее есть сущее» их не свести[40]. Примерно то же самое сказано и в ответе на довод о том, что «самой истинной» является пропозиция, в которой одно и то же предицируется о себе: другие пропозиции ею не подтверждаются и к ней не сводимы[41].

Франциск из Марке рассматривает вопрос о соотношении принципов непротиворечия и тождества более пристально, чем Иоанн Жанденский и оксфордские авторы[42]. Франциск приводит множество отчасти уже знакомых нам доводов против того, что принцип непротиворечия является лучше всего известной пропозицией [Franciscus de Marchia 2012, 402–404]. Пропозиция, в которой одно и то же предицируется о себе, известнее любой другой, так же как и пропозиция, в которой одно и то же отрицается в отношении себя, известнее по своей лжи, чем всякая другая. Кроме того, пропозиция, в которой предикат входит в первое понятие субъекта, известнее той, в которой он в него не входит. Но в принципе непротиворечия предикат не входит в первое понятие субъекта, ибо в противном случае противоположности (opposita), а именно «быть» и «не быть», входили бы в первое понятие одного и того же. Гипотетическая пропозиция сводима к категорической, которая известна лучше. А поскольку принцип непротиворечия – гипотетическая пропозиция, то такие принципы, как «Всякое целое больше своей части», известны лучше нее. Утвердительная пропозиция известнее отрицательной, а кроме того, первый принцип должен быть простейшей пропозицией, а только утвердительные и только отрицательные пропозиции проще. Наконец, принцип, основанный на «прямом акте» интеллекта «вернее» (certius) того, который основан на рефлексивном акте. В качестве примера пропозиции, основанной на прямом акте, Франциск приводит пропозицию «Белизна есть цвет».

Известность пропозиции, поясняет далее Франциск, бывает двоякой: пропозиция может быть известнее «материально» или «формально». Она известнее материально, то есть на основании терминов, когда ее термины известны лучше. Так, пропозиция «Белизна есть цвет» известнее пропозиций «Чернота есть цвет» и «Чернота есть чернота». Пропозиция известней формально на основании отношения (habitudo) или «сочетания» (complexio) субъекта и предиката, когда это отношение известно лучше. С этой точки зрения пропозиция «Чернота есть чернота» известней, чем пропозиция «Белизна есть цвет». Если пользоваться этим различением, то можно найти высказывание, которое будет проще принципа непротиворечия: высказывание «Нечто есть нечто» является «более известным», notior, чем этот принцип, и по терминам, и в силу отношения между ними.

Но несмотря на все эти и некоторые другие доводы (sed hiis non obstantibus), согласно Франциску, «…можно сказать вместе с Философом, что “ни одно высказывание не известно лучше, чем этот принцип, или в равной степени”» [Franciscus de Marchia 2012, 406]. В самом деле, предикация противолежащих (opposita) друг о друге известна лучше, чем полагание одного из противолежащих членов [Ibid.]. Кроме того, то предложение лучше известно в своей истинности, противоположное которому известнее по своей ложности. Но ни в одном другом предложении, за исключением противного принципу непротиворечия, не утверждается одновременная актуальная присущность членов противоречия чему-либо, а это значит, что в этом предложении утверждаются «максимально невозможные», и ложность такого утверждения «известна лучше» [Ibid., 407]. Далее, несовместимость соотнесенности (repugnantia habitudinis) между терминами превосходит несовместимость между терминами (repugnantia terminorum), но в том, что противно принципу непротиворечия, – «Одно и то же разом есть и не есть» – полагается несовместимость соотнесенности, тогда как в том, что противно принципу тождества, – «Человек не есть человек» – полагается несовместимость терминов, поэтому первое предложение известнее второго в своей ложности [Ibid.].

Франциск развивает эту мысль в последующих доводах, поясняя, в частности, что предложение, в котором одно и то же предицируется о себе, является «известнейшим» в порядке пропозиций, в которых присутствует лишь один из противолежащих членов, а не оба, как в принципе непротиворечия [Ibid., 408–409].

В приведенном рассуждении обосновывается эпистемологическое первенство принципа непротиворечия как «известнейшего» по сравнению с принципом тождества. Но как понимать это первенство по отношению к другим принципам?

Для того чтобы некоторый принцип был абсолютно (simpliciter) первым, требуется, во-первых, чтобы он не разрешался в какой-либо предшествующий принцип и, во-вторых, чтобы всякий другой принцип можно было бы в него разрешить (resolvere) [Ibid., 410]. Казалось бы, и здесь Франциск воспроизводит тезис Сигера и Петра Овернского. Как относятся термины к терминам, так и принципы к принципам, а все термины разрешаются в «сущее» и «не-сущее», которые являются терминами первого принципа, и потому оппоненты Франциска «говорят», что подобно тому как сущее постигается в результате познания какого-либо, того или иного, сущего, так и принцип непротиворечия постигается в результате постижения какого-либо «специального» принципа [Ibid., 411]. Франциск дает отрицательный ответ на вопрос о возможности «разрешить» другие принципы – такие как «Равные одному и тому же равны друг другу» – в принцип непротиворечия. Такие принципы известны из своих терминов, а то, что самоочевидно (per se notum) из терминов, не разрешается во что-либо другое [Ibid., 412–413]. Кроме того, ничто простое не разрешается в составное, но многие принципы проще принципа непротиворечия. Наконец, если принципы частных наук разрешались бы в принцип непротиворечия, их можно было бы доказать посредством этого принципа и тогда все науки были бы подчинены метафизике.

Поэтому, заключает Франциск, «этот принцип» известнее всех остальных по своей истине, но никакой другой принцип в него не разрешается [Ibid., 414]. Все частные науки используют этот принцип, но не в том смысле, что из него ведется априорное или апостериорное доказательство, как «воображают» мысленные оппоненты Франциска, но только в том смысле, что принципы этих наук эленктически защищаются или подтверждаются [Ibid., 415]. Здесь Франциск явным образом предлагает свое истолкование слов Аристотеля «Все доказывающие сводят свое мнение» к этому последнему принципу [Ibid., 414]. К сожалению, Франциск не приводит примеров «эленктической защиты» таких высказываний, как «Всякое целое больше своей части». Эленктическое доказательство, будь оно возможно, следуя рассуждению самого Франциска, было бы несовместимо с утверждением о самоочевидности принципов на основании их терминов, и тезис о возможности эленктической защиты принципов так же уязвим для критики, как и тезис о возможности эленктического доказательства принципа непротиворечия, которое отличалось бы от собственно доказательства; см.: [Лукасевич 2012, 104].

Последний автор, которого я кратко здесь коснусь, – Антоний из Андреи, чьи «Вопросы к “Метафизике”», написанные до 1333 г. [Duba 2014, 416], в XV в. по степени влияния, по-видимому, затмили все предшествующие комментарии, написанные в этой форме в университетах Оксфорда, Кембриджа и Парижа, если судить по числу списков этих «Вопросов» в библиотеках Оксфорда и Кембриджа [Thomson 2011–2013] и по краткой и предварительной характеристике парижских комментариев XV в., которую дает Баккер [Bakker 2014].

У Антония решение вопроса о первенстве принципа эклектично. С одной стороны, он дает положительный ответ на «вопрос» IV.4, «Является ли принцип “Невозможно одному и тому же разом быть и не быть” самым прочным и самым известным?» (f. 19r) [Antonius Andreae 1523]. Этому первому принципу подходят «условия», о которых речь шла у предшествующих авторов. Более того, вслед за Дунсом Скотом [Duns Scotus 1997, 366, 373–374] Антоний полагает, что противное принципу непротиворечия известнее, чем противное принципу тождества, ведь «“Невозможно чему-либо разом быть и не быть” известнее, чем отрицание одного и того же в отношении себя, которое выводится в силлогизме из противолежащих посылок» (f. 19rB). В то же время, решая «вопрос» IV.5 о том, является ли принцип непротиворечия в абсолютном смысле или «просто» (simpliciter) первым, Антоний утверждает, что в абсолютном смысле первый принцип – «Сущее есть сущее», тогда как принцип непротиворечия является «первым» лишь по отношению к остальным принципам, таким как принцип исключенного третьего или принцип «Всякое целое больше своей части». Эти принципы не постигаются, если не познан принцип непротиворечия, понимание которого, в свою очередь, зависит от понятия сущего, из которого он «складывается», componitur (f. 19vA).

 

Рукописи – Manuscripts

Adam Bocfeldius, Commentarium in Aristotelis Metaphysicam, MS Oxford, Balliol College, 241, fols. 2rA – 79vB.

Aegidius Romanus, Quaestiones Metaphysicales, MS Oxford, Bodleian Library, Digby 150, fols. 149–196.

Anonymus Domus Petri, Quaestiones super Metaphysicam I–IV, MS Cambridge, Peterhouse, 192, fols. 165rB – 188vB.

Anonymus Londiniensis, Quaestiones super Metaphysicam III–VII, MS London, Wellcome Library, 333, fols. 111rA – 121vA, 124rB – 150rB.

Anonymus Orielensis, Quaestiones super Metaphysicam I–VII, MS Oxford, Oriel College, 33, fols. 199rA – 261rA.

Augustinus Triumphus de Ancona, Quaestiones super Metaphysicam I–XII, MS Innsbruck, Universitätsbibliothek, 192, fols 3rA – 172rB.

Galfridus de Aspal, Quaestiones super Metaphysicam II, I, III–X, MS Cambridge, Gonville and Caius College, 509, fols. 52rA – 123rB.

Guillelmus de Bonkys, Quaestiones super Metaphysicam III–V, VII–X, XII, MS Cambridge, Gonville and Caius College, 344(540), fols. 28rA – 91vB.

Henricus de Gandavo (?), Quaestiones super Metaphysicam, MS Madrid, Real Biblioteca Monasterio de El Escorial, h. II. 1, fols. 1–73.

Ioannes de Dinsdale, Quaestiones super Metaphysicam I–X, XII, MS Durham, Cathedral Library, C.IV.20, fols. 1rA – 196vA.

Ioannes de Ianduno, Quaestiones in XII libros Metaphysicae, MS Padova, Biblioteca Antoniana, 366, Scaff XVI.

Petrus de Alvernia, Quaestiones super Metaphysicam I–IX, XII, MSS Cambridge, Peterhouse, 152, fols. 117rA – 127rA, 129rA – 224vB; Cittа del Vaticano, BAV, Ottoboniensi latini, 1145, fols. 1rA – 50vB; libri I–IX.: MS Oxford, Merton College, 292, fols. 232rA – 315vB; traditio secunda: MS Paris, Bibliothèque Mazarine, 3481, fols. 133rA – 216rA.

Radulphus Brito, Quaestiones super Metaphysicam, MS Firenze, Biblioteca Nazionale Centrale, Conventi soppressi, E. I. 252, fols. 265–310.

Richardus de Clivo, Quaestiones super Metaphysicam I–V, VII–VIII. MS Cambridge, Peterhouse, 152, fols. 322rA – 351rB.

 

Primary Sources in Russian

Лукасевич 2012 – Лукасевич Я. О принципе противоречия у Аристотеля. Критическое исследование. Пер. с польского Б.Т. Домбровского. М.; СПб.: ЦГИ, 2012 (Łukasiewicz, Jan (1910) O zasadzie sprzeczności u Arystotelesa: studium krytyczne, Akademia Umiejętności, Kraków, Russian Translation 2012).

 

Primary Sources

Albertus Magnus (1960) Alberti Magni OFP Metaphysica, libros quinque priores, ed. B. Geyer, Aschendorff.

Anonym (2009) Boethio Daci Quaestiones super Librum de Anima I–II, Ed. R. Wielockx, Anonymi Boethio Daco usi Quaestiones metaphysicae, Ed. G. Fioravanti, Det Danske Sprog- og Litteraturselskab, København, pp. 149–358 (Corpus Philosophorum Danicorum Medii Aevi, 14).

Antonius Andreae (1523) Questiones Antonii Andree super XII libros Metaphysice nouissime diligenti examine recognite… , Venetiis.

Duns Scotus (1997) “B. Ioanni Duns Scoti Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis, libri I–IV”, Ed. R. Andrews, G. Etzkorn, et al., B. Ioanni Duns Scoti Opera philosophica, Vol. III, The Franciscan Institute Publications, St. Bonaventure, New York.

Duns Scotus (2004) “B. Ioanni Duns Scoti Quaestiones in libros Perihermeneias Aristotelis”, Ed. R. Andrews, G. Etzkorn, et al., B. Ioanni Duns Scoti Opera philosophica, Vol. II, The Franciscan Institute Publications, St. Bonaventure, NewYork, The Catholic University of America, Washington, DC.

Franciscus de Marchia (2012) Quaestiones super Metaphysicam, Ed. N. Mariani OFM, Grottaferrata, Roma.

Jan z Głogowa (1984) Kommentarz do Metafizyki, Wydał Ryszard Tatarzyński, Akademia teologii katolickiej, Warszawa (Opera philosophorum medii aevi. Textus et studia, Tom 7, fasc. 1).

Richardus Rufus Cornubiensis (2013) Scriptum in Aristotelis Metaphysicam, Redactio brevior, ed. Rega Wood, Neil Lewis, and Jennifer Ottman, 2013 / URL: rrp.stanford.edu/Smet04rb.shtml.

Roger Bacon (1932) “Questiones altere supra libros prime philosophie Aristotelis (Metaphysica I–IV)”, ed. Robert Steele with Ferdinand Delorme, Opera hactenus inedita Rogeri Baconi, 11, Oxford.

Siger de Brabant (1981) Quaestiones in Metaphysicam, Édition revue de la Reportation de Munich, Texte inédit de la Reportation de Vienne, Éd. William Dunphy, Éditions de l’Institut Supérieur de Philosophie, Louvain-la-Neuve (Philosophes Médiévaux, 24).

Siger de Brabant (1983) Quaestiones in Metaphysicam, Texte inédit de la Reportation de Cambridge, Édition revue de la Reportation de Paris, Éd. par A. Maurer, Éditions de l’Institut Supérieur de Philosophie, Louvain-la-Neuve (Philosophes Médiévaux, 25).

Thomas de Aquino (2000) “Sententia Metaphysicae”, lib. 4, Corpus Thomisticum. S. Thomae de Aquino Opera omnia, http://www.corpusthomisticum.org/cmp04.html.

 


 

 

References

Bakker, Paul J.J.M. (2014) “Fifteenth-Century Parisian Commentaries on Aristotle’s Metaphysics”, A Companion to the Latin Medieval Commentaries on Aristotle's Metaphysics, Ed. by F. Amerini, G. Galluzzo, Brill, Leiden & Boston, pp. 575–629.

Conti, Alessandro D. (2014) “Giles of Rome's Questions on the Metaphysics, A Companion to the Latin Medieval Commentaries on Aristotle's Metaphysics, Ed. by F. Amerini, G. Galluzzo, Brill, Leiden–Boston, pp. 255–275.

Donati, Silvia (2014) “English Commentaries before Scotus. A Case Study: The Discussion of the Unity of Being”, A Companion to the Latin Medieval Commentaries on Aristotle's Metaphysics, Ed. by F. Amerini, G. Galluzzo, Brill, Leiden–Boston, pp. 137–207.

Duba, William O. (2014) “Three Franciscan Metaphysicians after Scotus: Antonius Andreae, Francis of Marchia, and Nicholas Bonet”, A Companion to the Latin Medieval Commentaries on Aristotle's Metaphysics, Ed. by F. Amerini, G. Galluzzo. Brill, Leiden–Boston, pp. 413–493.

Ebbesen, Sten (2001) “Radulphus Brito on the Metaphysics”, Nach der Verurteilung von 1277. Philosophie und Theologie an der Universität von Paris im letzten Viertel des 13. Jahrunderts. Studien und Texte. Eds. J.A. Aertsen, K. Emery, Jr., & A. Speer, de Gruyter, Berlin & New York, pp. 456–492 (Miscellanea Mediaevalia, 28).

Ebbesen, Sten (2014) “Five Parisian Sets of Questions on the Metaphysics from the 1270s to the 1290s”, A Companion to the Latin Medieval Commentaries on Aristotle's Metaphysics, Ed. by F. Amerini, G. Galluzzo, Brill, Leiden & Boston, pp. 277–314.

Emden, Alfred B. (1957–1959) A Biographical Register of the University of Oxford to A.D. 1500, Vols. I–III,Clarendon Press, Oxford.

Flüeler, Christoph (2014) “The Influence of the Works of Peter of Auvergne in the Scholastic Philosophy of the 13th, 14th and 15th Centuries”, Peter of Auvergne, University Master of the 13th Century, Ed. by Chr. Flüeler, L. Lanza, M. Toste, De Gruyter, Berlin, etc, pp. 391–413.

Lambertini, Roberto (2014) “Jandun's Question-Commentary on Aristotle's Metaphysics”, A Companion to the Latin Medieval Commentaries on Aristotle's Metaphysics, Ed. by F. Amerini, G. Galluzzo, Brill, Leiden & Boston, pp. 385–411.

Lanza, Lidia, Toste, Marco (2014) “A Census of Peter of Auvergne's Works”, Peter of Auvergne, University Master of the 13th Century, Ed. by Chr. Flüeler, L. Lanza, M. Toste, De Gruyter, Berlin etc., pp. 415–515.

Lohr, Charles (1967–1973) “Medieval Latin Aristotle Commentaries”, Traditio 23 (1967), pp. 313–413; Traditio 24 (1968), pp. 149–245; Traditio 26 (1970), pp. 135–216; Traditio 27 (1971), pp. 251–351; Traditio 28 (1972), pp. 281–396; Traditio 29 (1973), pp. 93–197; Traditio 30 (1974), pp. 119–144; Bulletin de philosophie médiévale 14 (1973), 116–126.

Macken, Raymond (1979) Bibliotheca manuscripta Henrici de Gandavo, II, Leuven University Press, E.J. Brill, Leiden.

Pickavé, Martin (2007) Heinrich von Gent über Metaphysik als erste Wissenschaft, Brill, Leiden & Boston.

Porro, Pasquale (2002) “Le Quaestiones super Metaphysicam attribuite a Enrico di Gand: elementi per un sondaggio dottrinale”, Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale, Vol. 13 (2002), pp. 507–602.

Schabel, Christopher (2015) “Francis of Marchia”, Stanford Encyclopaedia of Philosophy, http://plato.stanford.edu/entries/francis-marchia/

Sharpe, Richard (1997) A Handlist of the Latin Writers of Great Britain and Northern Ireland before 1540, Brepols, Turnhout.

Teeuwen, Mariken (2003) The Vocabulary of Intellectual Life in the Middle Ages, Brepols, Turnhout.

Thomson, Rodney M. (2011–2013) Catalogue of Medieval Manuscripts of Latin Commentaries to Aristotle in British Libraries, Vol. I, Brepols, Turnhout, Oxford, Vol. II, Brepols, Turnhout, Cambridge.

Thro, Linus J., Ermatinger, Charles J. (1992–1993) “Questions on Aristotle, Metaphysics X and XII, by Master John Dymsdale”, Manuscripta, Vol. 36 (1992), pp. 71–124, Vol. 37 (1993), pp. 107–167.

Weijers, Olga (1994, 2010) Le travail intellectuel à la Faculté des arts de Paris: textes et maîtres (ca. 1200–1500), Vol. I, Brepols, Turnhout, Vol. VIII, Brepols, Turnhout.

Wilson, Gordon A. (2011) “Henry of Ghent's Written Legacy”, A Companion to Henry of Ghent, Ed. by Gordon A. Wilson, Brill, Leiden & Boston, pp. 3–23.

Zimmermann, Albert (1971) Verzeichnis Ungedruckter Kommentare zur Metaphysik und Physik des Aristoteles aus der Zeit von etwa 1250–1350, Band I, E.J. Brill, Leiden & Köln.

 



Примечания

[1] См.: [Richardus Rufus Cornubiensis 2013; Roger Bacon 1932]. О Галфриде из Аспала см.: [Donati 2014, 141–142]; список «вопросов» см.: [Zimmermann 1971, 66–75], о Рикарде из Клива см. [Donati 2014, 142–143], [Weijers 2010 VIII, 106–108], список «вопросов» см.: [Zimmermann 1971, 113–118]. О «Вопросах» Эгидия Римского см.: [Conti 2014], список «вопросов» см.: [Ibid., 274]. Список вопросов Генриха Гентского (?) см. в работе [Macken 1979, 1073–1096]. Проблема крайне сомнительной атрибуции анонимных Мадридских вопросов к «Метафизике» Генриху Гентскому обсуждается в работах: [Wilson 2011, 21; Pickavé 2007, 369–374; Porro 2002].

[2] См. список рукописей в работе [Lanza, Toste 2014, 430–436]. Список «вопросов» см. в работе: [Zimmermann 1971, 80–88].

[3] “Item, sciendum est quod intelligibilium a nobis quaedam sunt complexa et quaedam incomplexa. Incomplexa ut quod quid erat esse, complexa vero quae sunt ex complexione ipsorum, et secundum hoc duplex est operatio intellectus, ut patet tertio De anima: una est simplicia apprehendere, et alia est simplicia apprehensa componere. Una vero istarum <est> ordinata ad aliam ut manifestum est. Sicut autem in genere intelligibilium incomplexorum ens est primum intelligibile a nobis, sic in genere intellectorum complexorum quod maxime et primo intelligitur a nobis est principium quod formatur in terminis entis, et istud est principium et mensura omnium complexorum intellectorum a nobis” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 161rB]

[4] “Ad quaestionem ergo, cum quaeritur utrum intelligentem quodcumque necesse sit intelligere principium primum quod est ratio entis, quod apparet sic” ” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 161rB].

[5] “Dicendum quod non, sed intelligentem quodcumque necesse sit intelligere primum incomplexum”” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 161rB] (alia manu in marg.).

[6] “…cum quaeritur, utrum intelligentem quodcumque necesse sit intelligere primum principium, dicendum quod non, sed intelligentem quodcumque [oportet] necesse est intelligere primum incomplexum quod est ratio entis…” [Petrus de Alvernia, MS Città del Vaticano, BAV, Ottob.lat. 1145, f. 17vb].

[7] “Nam primum in unoquodque genere est causa aliorum, et per consequens primum intelligibile causa est intelligibilitatis virtualiter in aliis. Nunc autem ens est primum simpliciter intelligibile a nobis, et ideo necesse est quod omne quod intelligitur intelligetur sub ratione entis. Quodcumque igitur intelligentem necesse est intelligere ens, sed non necesse est intelligere primum intelligibile complexum, et hoc manifestum est. Nam quodcumque intelligibile complexum posterius est primo intelligibili incomplexo. Sicut igitur non est necesse intelligentem prius intelligere posterius, sic non est necesse intelligentem prius intelligere posterius, sic nec est necesse intelligentem quodcumque intelligere primum intelligibile complexum. Est tamen intelligendum quod intelligentem quodcumque complexum necesse est intelligere primum intelligibile complexum, et hoc manifestum est ex duobus. Sicut enim primum incomplexum se habet ad intelligibilia incomplexa, sic primum intelligibile complexum ad alia principia intelligibilia complexa. Nunc autem intelligentem quodcumque incomplexum necesse est intelligere primum incomplexum, quare manifestum est quod intelligentem quodcumque complexum necesse est intelligere primum intelligibile complexum” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 161rB].

[8] “Quid est principium primum? Non enim hoc quod est "de quolibet esse vel non esse" est principium simpliciter primum, sed aliquid aliud, ut patebit consequenter” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 161rB].

[9] В более поздней редакции, текстуально существенно отличающейся от основной редакции, формулировка вопроса такова: “ …quia in solutione rationis praecedentis quaestionis suppositum est quod "de quolibet esse vel non esse" non sit primum principium simpliciter, de hoc ideo specialiter fiat quaestio utrum istud principium "non de eodem simul esse vel non esse" sub ista forma propositionis uel "de quolibet esse vel non esse" sub ista forma sit primum principium simpliciter [Petrus de Alvernia, MS Paris, Bibliothèque Mazarine, Cod. 3481, f. 163r].

[10] Возможно, Петр имеет в виду «О небе» II 4, 287a 25–27.

[11] “Dico ergo quod istud principium "non de eodem simul esse vel non esse vel de quocumque esse vel non esse" non est primum principium simpliciter in complexis, et hoc ostenditur dupliciter. Primo sic: in omni genere est ponere unum primum quod est causa et metrum omnium quae sunt in genere illo, ut patet ex decimo huius. Ergo in genere intelligibilium est ponere unum primum, quod est principium et metrum intelligendi omnia alia. Hoc autem est minimum in illo genere, ut patet decimo huius, et primo Caeli et mundi dicitur quod principia mensurantia et regulantia alia minima sunt quantitate et maxima virtute seu potestate, et ideo in intelligibilibus complexis oportet ponere primum quod est ponere minimum. Minimum autem quod est indivisibile omnino aut si divisibilitatem habeat in pauciora divisibile est. Sed manifestum est quod ista "de quolibet esse vel non esse" et ista "non de eodem simul esse et non esse" quodlibet divisibile est in duo complexa. Nam altera est disiunctiva vel de disiuncto praedicato, et altera copulativa vel de copulato praedicato. Talis autem propositio virtute habet duas partes, quarum utraque propositio est, et per consequens aliquid complexum, quarum neutra divisibilis est in alia complexa. Si igitur ita est manifestum est quod cum isto principio sit aliquid minimum prius, quod ipsum non est primum principium simpliciter. Unde primo intelligibilia sunt in eisdem terminis facta” [Petrus de Alvernia, MS Oxford, Merton College, 292, f. 268rB].

[12] “Ideo oportet quod primum <principium – C> sit simpliciter in quo est unum de uno affirmatum” [Petrus de Alvernia, MS Oxford, Merton College, 268, f. 268rB – vA].

[13] “Et quale sit illud affirmatum considerandum est [consideratur – C] ex aliquibus notioribus. Concessum est enim quod prima principia complexa creantur(?) ex complexione terminorum communium, et primum principium simpliciter ex ratione terminorum primorum simpliciter. Primus autem terminus est ens, quare ipsum affirmatum primum, quod ex ratione entis complexum est, erit simpliciter primum principium, cuius ratio est quia si hoc est incomplexum primum, oportet quod ex illo fiat primum complexum quod erit primum principium et quod sit enuntians unum de uno. Hoc autem est vel istud "ens est" vel "ens est ens" vel "esse est esse", et hoc consonat ei quod prius dictum est quod videlicet ratio entis primo intelligitur, ex consequenti autem ratio non entis, et deinde copulatio(?) entis ad non ens quae est multitudo quaedam, ultimo autem quod est primum multitudinis. Similiter et in complexis: primo enim intelligit istam quae est "ens est ens" et ex consequenti occurrit privatio istius quod "non est non ens". Deinde secundum se autem ex hiis aliquod complexum intelligit, scilicet quod "ens est ens et non ens est non ens", et ultimo unitatem istorum duorum accipit intelligendo et dicendo "de quolibet esse vel non esse et de nullo simul". Unde Philosophus ostendens quod nulla demonstratio assinuat istud principium ad conclusionem determinatam non concludit determinate quod hoc est hoc et non est non hoc, sicut quod Callias est Callias et non est non Callias, sed alterum horum determinate, et ideo credo quod istud totum "de quolibet esse vel non esse" non sit primum principium, sed illud quod dictum est. Et sicut nos intelligimus quod primum complexum simpliciter in terminis entis est primum principium simpliciter, similiter et in omni genere est, ut quod ex complexione primi incomplexi in illo genere est primum principium, sicut in geometria magnitudo est primus terminus, et ideo complexus ex magnitudine est primum principium simpliciter in illa sic dicendo "magnitudo est magnitudo"; et sicut dico de magnitudine, eodem modo de linea contrahendo naturam magnitudinis ad naturam lineae dicendo "linea est linea", et sicut dico de linea ita de homine, ut quod in natura humana primum principium est vel istud "homo est homo" vel definitio hominis quae est "animal bipes"” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 162rB].

[14]“Ergo in genere complexorum erit aliquid quod erit metrum [motus – Ms] et mensura aliorum complexorum quod erit minimum vel nusquam divisibile, quasi(?) alia saltem videlicet in ponderum(?) hominum(?) sunt, sicut [...] quod copina sit minima mensura vini. Ergo, similiter ita erit in genere complexorum. Non autem unorum dictorum principiorum est minimum, quia quodlibet dictorum est divisibile in duo complexa, quia una praedictarum propositionum copulativa, scilicet ista "non contingit idem simul esse et non esse", alia disiunctiva, scilicet ista "de quolibet esse uel non esse". Modo omnis propositio copulativa et disiunctiva habet duas propositiones. Cum ergo quaelibet istarum dividatur in duas propositiones, illa in quam dividitur alia [alio – Ms] sit minora, quia pars est minor suo toto. Neutrum istorum est primum; de ratione enim mensurae est quod calculet. Hoc autem magis habet esse si mensura sit minimum. Probo, quia si aliquid addatur minimo sive amovetur, magis percipimus quoddam magis. Unde ergo si aliquid removeatur a copina sicut <a> mensura(?), gradatim vini magis nobis apparet quam si removeatur a dolio vini vel sextario, et similiter si addatur aliquid. Ergo, oportet quod mensura sit minimum. Sed neutrum praedictorum est minimum in genere complexorum; non probatur et ideo non sit primum principium” [Radulphus Brito, MS Firenze, BNC, conv. soppr., E. I. 252, f. 277vA].

[15] См.: [Sharpe 1997, 236–237; Donati 2014, 143–144; 174–187; Thro, Ermatinger 1992–1993].

[16] См.: [Sharpe 1997, 754–755; Donati 2014, 144; 188–204; Zimmermann 1971, 75–79]. Описание кодекса см. [Thomson 2011–2013 II, 52–54].

[17] См.: [Donati 2014, 144–45; Zimmermann 1971, 121–126; 132–139]. Описание кодексов см.: [Thomson 2011–2013 I, 380–383; Thomson 2011–2013 II, 141–143].

[18] “Dicendum quod "non contingit idem", et cetera, uel "de quolibet", et cetera, quod neutrum est primum principium […]” [Ioannes de Dinsdale, MS Durham, Cathedral Library C.IV.20, f. 44vA].

[19] [Ioannes de Dinsdale, MS Durham, Cathedral Library C.IV.20, ff. 44rA; 44vB].

[20] “Utrumque principium dicitur ut primus motus dicitur per Philosophum in duodecimo. Uno modo dicitur principium illud a quo motus natus est inchoari, et alio modo a quo est magis optimum motus inchoari, et ad huius similitudinem dignitates possunt dici principia eo quod ab eos demonstrant in cognitionem(?) ignotarum. Sed inter omnia principia hoc principium "non contingit" et cetera est maxime efficax(???) ad innoscendum(?) cognitionem ignotarum. Nam hoc patet quia super hoc fundatur Philosophus. Si enim non sequitur, detur oppositum, et ideo quia ista principia sunt efficacissima et respectu conclusionem particularem, ideo Philosophus dicit ista esse prima principia: "non contingit" et cetera, et "de quolibet affirmatio vel negatio", et cetera. Alia tamen sunt priora simpliciter” [Ioannes de Dinsdale, MS Durham, Cathedral Library C.IV.20, f. 44vB – 45rA].

[21] “Circa illud quaeratur primo utrum primum principium sit notissimum. Videtur quod non, quia illud non est notissimum circa quod accidit error et deceptio, quia error non est nisi per ignorationem, et circa notissimum nullus ignorat. Sed circa primum principium, istud sciliciter "impossibile est idem simul esse et non esse" possibilis est error, ergo, et cetera (scilicet non est notissimum). Probo maius: Aristoteles secundo De anima: sensus certior est circa sensibile quam intellectus circa intelligibile proprium, et sensus quandoque errat. Et secundum evidentiam sensus quandoque errat circa proprium sensibile, ergo, et intellectus circa proprium intelligibile. Praecipue et error in sensu sit causa erroris in intellectu” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vA-vB].

[22] “Praeterea, illud non est notissimum cui oppositum a mente concipi potest. Tale est hoc principium, quod manifestum quia multi antiqui oppositum huius principii conceperunt et posuerunt” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vB].

[23] “Praeterea, principia cognoscuntur per cognitionem terminorum, ergo, cuius termini notiores sunt et istud principium notius est. Sed huius principii "ens est ens" termini sunt notiores quam huius "impossibile idem simul esse et non esse". Nam ratio entis primo occurrit intellectui per Avicennam, ergo, aliquod principium notius isto” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vB].

[24] “Praeterea, istud notius in veritate cuius oppositum notius in falsitate. Sed oppositum illius propositionis in qua idem de se praedicatur notius est in falsitate opposito huius principii. Ergo, propositio praedicans idem de se notior in veritate. Probo minorem: in syllogismo ex oppositis concluditur remotio eiusdem a se, tamquam notius falsum supponuntur ibi propositionis contradictoria tamquam propositionis minus nota in falsitate” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vB].

[25] Et item, ex falsitate conclusionis in qua idem a se removetur tamquam ex notiori concluditur falsitas propositionis in qua contradictoria de eodem ponuntur, alioquin non esset prima ex notioribus. Ergo, aliquid est notius opposito huius principii in falsitate, igitur, et cetera [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vB].

[26] “Et idem confirmatur per Boethium, quia "nulla verior illa propositione in qua idem de se", et cetera” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vB]. Это высказывание, судя по всему, традиционно приписывалось Боэцию. В частности, эту цитату можно встретить у Дунса Скота в «Вопросах к трактату “Об истолковании”» (79:33), предположительно написанных в те же 1290-е гг.; см.: [Duns Scotus 2004].

[27] “Praeterea, Aristoteles fine secundo Peryhermeneias: affirmativa notior omni negativa, quia negativa ad affirmativam reducitur sicut ad notius. Sed haec est negativa: "impossibile est idem simul esse et non esse"” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vB].

[28] “Ad oppositum est Philosophus” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 227vB].

[29] “Nam istud est primum principium simpliciter cui conveniunt conditiones primi principii. Sed isti principio conveniunt conditiones primi principii, nam circa istud mentiri non contingit, nec mente contradicere quamvis contingit ore. Item, ipsum non accipitur ex suppositione alicuius alterius. Item, naturaliter venit ad habentem, quare, et cetera” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 161vB].

[30] “Ad primum in oppositum respondeo: cum dicitur "istud est primum principium cui conveniunt conditiones primi principii", dicendum quod verum est cui primo conveniunt, et quando dicitur – tale est illud "de quolibet esse vel non esse", dicendum quod ei primo non conveniunt praedictae conditiones, sed isti "ens est ens" vel "esse est esse", ex consequenti tamen et immediate post istud "ens est ens" conveniunt isti omnes conditiones, scilicet "de quolibet esse vel non esse"” [Petrus de Alvernia, MS Cambridge, Peterhouse 152, f. 162vA]. “Ad primum dicendum quod omnes conditiones conveniunt huic principio, per prius tamen conveniunt aliis, et ideo alia sunt priora” [Ioannes de Dinsdale, MS Durham, Cathedral Library, C.IV.20, f. 44vB].

[31] “Quod autem est in prima operatione est ratio entis, et per consequens non entis sive oppositi, quia primo [principio – Ms] per habitum cognoscuntur in mente, propter quod primum in secunda operatione oportet esse aliquod complexum ex ente et non ente formatum. Hoc enim exigit ordo inter istas operationes. Tale est istud principium "impossibile idem simul esse et non esse" formatum ex esse et non esse sive opposito, ex eodem quod consequitur esse, et ex impossibili quod consequitur non ens” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 228rA].

[32] “Ad aliud dicendum quod idem sunt termini huius "ens est ens" et huius "impossibile idem esse et non esse"” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 228rA].

[33] См. прим. 24.

[34] “Ad aliud dicendum quod minor est falsa, ad cuius probationem dicendum quod in syllogismo ex oppositis nusquam ponuntur contradictoria sub forma contradictoriorum pro hypothesi, sed quandoque alterum ponitur ut cognoscitur in universali, alterum ut cognoscitur sub ratione particulari […], et ex istis sic positis per propositum concludit negationem eiusdem a se tamquam notius falsum, ex quo redit ad destruendum falsitatem hypothesis. Ratio autem quare contradictoria sub forma contradictoriorum non ponuntur in tali syllogismo est ista: [quia] contradictoria simul de eodem verificari est notius falsum quam remotio eiusdem de se, quia in primo actu ponuntur pluria \opposita in eodem/, in secundo ponitur actu unum oppositorum, sed alterum magis in potentia. Actus autem contradictiorum sunt magis incompossibiles quam actus unius cum potentia alterius” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 228rB].

[35] “Ad illud dicendum ut prius quod possibilius est aliquem opinari mente idem a seipso negari quam contradictoria de eo affirmari. Cuius ratio est: quia opinari contradictoria in actu est opinari contraria simul in actu. Hoc dico quantum ad modum opinandi sed non quantum ad res opinatas. Opinari autem idem non esse seipsum non est opinari contraria in actu, sed alterum magis in actu et alterum in potentia […]. Sed unde est sciendum quod licet impossibilitas huius "homo est albus et non est albus" habeatur in illa quae est "homo non est homo" vel "homo est homo et non est homo", non tamen tota incompossibilitas, et ideo ista opinio prima est impossibilior” [… [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 228rB].

[36] “Ad aliud dicendum quod negativa est duplex secundum veritatem et modum enuntiandi, qualis(?) est ista "bonum non est malum" et negativa secundum modum enuntiandi tantum, qualis est ista "non impossibile est hominem esse album", quae virtualiter est affirmativa. Prima reducitur ad affirmativam sicut ad notius, secundam non oportet, quia ipsa virtualiter est affirmativa. Huiusmodi est ista negativa "impossibile est idem simul esse hominem et non esse hominem" nec enim reducitur ad hanc "homo est homo" nec ad ista "homo non est non homo", quare(?) utraque minus notum” [Anonymus Orielensis, MS Oxford, Oriel College 33, f. 228rA].

[37] Тем не менее, ряд аргументов, используемых у Дунса Скота в Q. IV.3 [Duns Scotus 1997, 365–375] и направленных на обоснование большей «известности» принципа непротиворечия, до некоторой степени перекликается с аргументами, приводимыми его английскими (по-видимому, оксфордскими) предшественниками. Пусть и не формулируя проблему соотношения принципов тождества и непротиворечия в явном виде, Дунс Скот тем не менее отстаивает большую известность противоречия по сравнению с высказыванием, в котором одно и то же отрицается в отношении себя. Этот довод впоследствии был использован Антонием из Андреи, который, по сути дела, скомпилировал в данном случае «Вопросы» Скота с «Вопросами» Петра Овернского.

[38] См. список вопросов: [Zimmermann 1971, 49–66].

[39] “Utrum contingat aliquem intellectum intelligere sine intellectione primorum principiorum” [Augustinus Triumphus de Ancona, Ms Innsbruck, Universitätsbibliothek 192, f. 69r.].

[40] “Ad aliud – primum principium, et cetera, – verum est <quod> primum principium debet esse ex terminis maxime simplicibus, in istos (de istis – cod.) vero alia possunt resolui et reduci. Cum dicis quod dictum principium, et cetera, dicendum quod inter omnia principia complexa in quae possunt resolui alia et reduci, scilicet conclusiones, cum dictum est, ex maxime simplicibus respectu illarum propositionum <est> in quo ponitur idem de se et in quod principia complexa non reducuntur. Unde illud <est> "ens est ens" quod componitur ex terminis magis simplicibus, et alia ubi idem de se praedicatur, sed in ista non resoluuntur conclusiones. Sed istud principium – "impossibile est idem esse et non esse", et cetera, est primum respectu omnium complexorum demonstrationis, in quo resoluuntur conclusiones, et sic est ex terminis maxime simplicibus. Unde per idem principium maxime omnia alia principia confirmantur” [Ioannes de Ianduno, MS Padova, Antoniana 366, f. 36rB]. Как справедливо отмечает Р. Ламбертини, опираясь на предыдущие исследования, «Вопросы к “Метафизике”» Иоанна Жанденского представлены в раннем издании в редакции, текстуально существенно отличающейся от рукописных версий. См.: [Lambertini 2014, 388–389].

[41] “Dicendum ad Boethium quod bene illa propositio est verissima in qua idem praedicatur de se, sed per tales non confirmantur aliae nec in eas resoluuntur. Sed praedictum principium est uerius omnibus principiis per quo illa confirmantur et in quo<d> illa resoluuntur” [Ioannes de Ianduno, MS Padova, Antoniana 366, f. 36rB].

[42] Quaestio IV.5, “Utrum istud principium “impossibile est idem esse et non esse” sit firmissimum omnium principiorum” [Franciscus de Marchia 2012, 401–418]. Поскольку «Вопросы к “Метафизике”» Франциска из Марке недавно вышли в критическом издании Мариани, здесь я ограничусь лишь очень кратким изложением, несмотря на то, что в том, что касается нашего вопроса, сочинение Франциска является наиболее оригинальным и в нем впервые последовательно опровергается мнение Петра Овернского.

 

 

 
« Пред.   След. »