Главная arrow Все публикации на сайте arrow Рец. на кн.: Науки о жизни сегодня: философские инновации
Рец. на кн.: Науки о жизни сегодня: философские инновации | Печать |
Автор Гнатик Е.Н.   
15.08.2017 г.

И.К. ЛИСЕЕВ, Е.В. ПЕТРОВА, Л.В. ФЕСЕНКОВА, Ю.В. ХЕН

Науки о жизни сегодня: философские инновации

М.: ИФ РАН, 2016. 239 с.

Эта книга, авторами которой являются сотрудники Института философии РАН, посвящена 75-летию со дня рождения проф. И.К. Лисеева, а также приурочена к Году экологии в России.

Данная монография является результатом многолетних исследований, изложенных в ряде научных трудов. Говоря точнее, это подведение итогов интенсивной интеллектуальной работы творческого коллектива сектора био- и экофилософии Института философии РАН. Стоит особо отметить, что работа этого коллектива ‒ междисциплинарный диалог в рамках тесного сотрудничества ученых-естественников и философов, ориентированный на осмысление проблем биологии. В результате деятельности, продолжавшейся на протяжении двух десятилетий, происходило формирование всесторонних оценок событий, вызываемых стремительным развитием современных наук о жизни.

Творческое содружество философов и естествоиспытателей было присуще Институту философии РАН изначально. Примечательно, что среди организаторов этого института (1928) значится видный отечественный биолог, академик АН УССР И.И. Агол, который стал одним из основоположников философии биологии в нашей стране. В трудах института, наряду с работами профессиональных философов, регулярно публиковались исследования многих крупнейших отечественных естествоиспытателей. При Президиуме АН СССР был создан Научный совет по философским вопросам современного естествознания, возглавляемый вначале вице-президентом АН СССР П.Н. Федосеевым, а затем академиком И.Т. Фроловым. Совет проводил регулярные встречи, на которых заслушивались доклады выдающихся отечественных философов и естественников: Б.М. Кедрова, М.Э. Омельяновского, П.Л. Капицы, В.А. Энгельгардта, В.А. Амбарцумяна, Е.К. Федорова и многих других.

В Отделе философии естествознания Института Философии АН СССР, возглавляемом М.Э. Омельяновским, издавались серии совместных трудов философов и представителей конкретных наук. Созданный в рамках этого Отдела Сектор философии биологии под руководством Р.С. Карпинской продолжил славную традицию, благодаря которой были получены замечательные научные результаты. Во всех трудах сектора с момента его создания наряду с работами философов, изучающих философские основания биологии, были представлены и работы выдающихся отечественных биологов. Среди них – академики А.А. Баев, Г.М. Франк, Б.Л. Астауров, Н.П. Дубинин, А.Н. Белозерский, П.Ф. Рокицкий, А.П. Руденко; доктора биологических наук – А.А. Любищев, К.М. Завадский, С.В. Мейен и др. Первоначально в работах обсуждались философские проблемы эволюционной теории, а также отдельных биологических дисциплин (генетики и т.д.). Затем последовал философский анализ общих интегративных тем: биология и современное научное познание; пути интеграции биологического и социогуманитарного знания; взаимодействие методов естественных наук в познании жизни и т.д.

К сожалению, в настоящее время практически обесценивается былая значимость подобных междисциплинарных проектов. Такие публикации не учитываются в рейтингах научных достижений специалистов. В ходе аттестации научных сотрудников одна небольшая статья в престижном (желательно иностранном) журнале оценивается выше, нежели солидная междисциплинарная работа при участии философов и естественников, в ходе которой осуществляется взаимообогащение и приращение исследовательских идей. Сохранение подобной ситуации чревато утратой достигнутого высокого философского уровня подобных работ, потерей контактов философов и представителей естественнонаучного знания.

Рецензируемая книга, несмотря на ее относительно небольшой объем, аккумулирует в себе многое из того, что было наработано авторским коллективом за достаточно большой период времени. В центре методологии, выработанной авторами за многие годы, пребывает нацеленность на выявление смыслов всех событий и явлений, происходящих в биологии. А в этой связи — и во внутреннем мире человека, и во внешнем мире. Рассмотреть и обосновать эти человеческие смыслы становится возможным благодаря широкому философскому подходу, который, с одной стороны, обеспечивает масштабное видение бытия человека в мире, а с другой, обеспечивает возможности движения исследовательской мысли в междисциплинарном поле.

Глава «Роль наук о жизни в переосмыслении современной философии» (автор — И.К. Лисеев) посвящена обстоятельному рассмотрению большого круга философских проблем биологического познания: основных направлений модификации философских принципов под воздействием открытий современной биологии; трансформации стиля мышления, смены методологических подходов (от эволюционного и организационного к их синтезу); роли биологического знания в становлении нового видения научной картины мира и др. Все построение главы, ее логика и стиль направлены на доказательство того, что биологические идеи являются важнейшим фактором воздействия на формирование новой научной картины мира. Согласно выводам автора, важнейшей ее характеристикой служит то, что она «отражает представление о мире на данном этапе развития научного знания не только в его логической форме отображения действительности, но с учетом синтеза всех фундаментальных составляющих философского знания нашего исторического периода, включая мировоззренческие, онтологические, методологические, аксиологические и праксеологические аспекты» (с. 46).

Отдавая дань глубокого уважения коллегам, И.К. Лисеев проводит экскурс в историю создания научно-исследовательских проектов. Автор отмечает, что с целью преодоления фрагментарности философского знания, обращенного к проблемам жизни, и реализации попытки создания целостной картины современной философии биологии в 90-х гг. в Секторе философии биологии Института философии РАН был запланирован целый пласт исследований под общим названием «Философский анализ оснований биологии». Вышли в свет пять томов этой серии: «Природа биологического познания», «Биофилософия», «Жизнь как ценность», «Методология биологии: новые идеи» и «Биология и культура». В рецензируемой книге дан глубокий и всесторонний анализ содержащихся в этих трудах научных результатов. Отмечена неизменность их актуальности и значимости на современном этапе. И.К. Лисеев подчеркивает, что особый вклад в обоснование и разработку концепции проекта внесли такие отечественные специалисты в сфере философии биологии, как Р.С. Карпинская, А.П. Огурцов, Ф.Т. Михайлов, П.С. Гуревич, А.С. Мамзин, И.П. Меркулов, А.И. Алешин и др. (с. 18).

Автор отмечает, что в ходе научно-исследовательской работы над проектом «Философский анализ оснований биологии» были получены ответы на важные вопросы современной философии биологии и социогуманитарного познания: целостное обоснование предмета современной философии биологии; анализ оснований биологии как науки; изучение специфики биологического познания; изучение ценности жизни в различных культурных, философских, конфессиональных системах; обоснование роли биологии в формировании новых регулятивов культуры и др.

В главе, написанной И.К.Лисеевым, сказано о замысле следующего проекта ‒ «Науки о жизни и современная философия», который был ориентирован на исследование роли биологии в трансформации современного философского знания. В ходе многолетней работы научного коллектива были подготовлены и изданы следующие научные труды: «Науки о жизни и современная философия», «Идея эволюции в биологии и культуре», «Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий», «Науки о жизни в формировании современной картины мира». Автор подчеркивает, что проведенный анализ развития биологического знания последних лет дает возможность осмыслить значение крупнейших открытий в сфере наук о жизни в деле формирования современной научной картины мира и заключить, что происходящее ведет не только к онтологической новизне, но также к смене ценностных приоритетов и деятельностных установок научного исследования.

Наряду с этим в главе содержится интегративное обсуждение методологических и этических аспектов совершенствования человека в свете новых биотехнологий. По итогам анализа идеологии трансгуманизма И.К. Лисеев однозначно формулирует свою точку зрения: «С фаталистическими утопиями трансгуманизма можно и нужно бороться». При этом авторские прогнозы не лишены оптимизма: «Если с культурно-гуманитарных позиций показать невозможность включения всех этих преобразований в целостную систему “человек‒бщество‒природа”, в эволютивную цепь жизни и культуры, то можно изменить вектор ориентаций и ожиданий грядущего постиндустриального развития общества» (с. 55).

Читателя, бесспорно, заинтересуют размышления автора о природно-экологических императивах современной культуры (см. с. 56-64). Отмечено, что природно-экологические константы должны выступать в неразрывном органическом единстве с другими компонентами бытия. Обсуждая задачи, стоящие перед экофилософией, И.К. Лисеев утверждает, что «сейчас требуется создание взаимосогласованных этических, правовых и экономических регламентаций, отражающих закономерности коэволюционного развития системы “человек‒общество‒природа”». Автор справедливо констатирует, что «именно такой широкий этико-экономико-правовой подход даст возможность превратить экологические императивы из неких важнейших интенций и тенденций в зримые реалии нашего времени, поддержанные новым непрерывным экологическим образованием» (с. 63).

Отдельная глава книги посвящена подробному рассмотрению влияния эволюционных идей на понимание образа совершенного человека. Тема актуальная, и представленный по этому поводу текст (автор Ю.В. Хен) по насыщенности информацией и глубине выводов полностью соответствует значимости поставленных вопросов. Совершив любопытнейший экскурс в историю евгенической идеи (см. с.67-104), автор сосредоточивает внимание читателя на следующем выводе: «Между евгеникой донаучного и научного периодов не было принципиальной разницы. Это относится и к средствам евгеники, ее способности целенаправленно изменять что бы то ни было в человеческом организме и в обществе. Но это справедливо и в отношении целей евгеники, ее представления об идеальном человеке и идеальном государственном устройстве» (с. 103-104).

Обсуждая проблему состояния евгенического дискурса в свете новых достижений генетики, автор неизбежно приходит к теме трансгуманизма, делая серьезнейшее предупреждение об опасности распространения данной концепции: «То, что производят адепты трансгуманизма, это очередная утопия, практически неотличимая от классических образцов» (с. 116). Аргументируя свою позицию, Ю.В. Хен пишет: «Все, что касается собственно человека, прогнозированию не поддается. Так можно ли вообще думать о том, чтобы усовершенствовать что-то в человеке или общественном укладе, если любое изменение может обернуться катастрофой?» (с. 117).

Глава, написанная Л.В. Фесенковой, посвящена проблеме утопизма в системе социоприродных представлений о мире. Хотя многие поставленные здесь вопросы, являются остро дискуссионными, автор сохраняет весьма выдержанный тон изложения, позволяющий тем не менее точно и однозначно обозначить собственную позицию. Опираясь на работы Г.А. Заварзина, автор констатирует, что трансформация биосферы под воздействием человека ведет не к ноосфере, а к созданию антропогенной экосистемы, функционирующей с нарушением хода большинства естественных процессов. В противоположность классическому дарвинизму, согласно которому войны, эксплуатация, насилие заложены самой природой, рассматривается картина мира, где движение идет не от элементов к системе, не снизу вверх, а сверху вниз, от общего к частному. Интерес вызывают размышления Л.В. Фесенковой относительно новой биологической парадигмы, конструирующейся на основе новых данных в области микробиологии (см. с. 150-153). В аксиологическом плане в главе обсуждается возможность изменения ценностной ориентации человека в смысле отказа от дарвиновского принципа конкуренции и борьбы за личностное превосходство. Анализируется также общая роль утопии в культуре и науке.

Обращаясь к теме модификации природы человека, Л.В. Фесенкова показывает, что создание сверхчеловека – это очередная утопия. Решение проблемы видится автору в отказе от утопических проектов, утверждающих идею безграничной власти человека над природой: «Переделка человека и создание нового человека, в соответствии с нашими человеческими замыслами (какими бы замечательными они нам ни казались) — это и есть переделка фундаментальных принципов бытия, несущих конструкций всего здания жизни, которая может повлечь за собой нашу общую гибель» (с. 166). Очень точно подмечено.

Завершающая глава книги (автор Е.В. Петрова) посвящена рассмотрению характерных особенностей экосистемного подхода к информационной среде, а также места и роли в ней человека. В ходе обзора данной темы в трудах исследователей концепции информационного общества (Д. Белла, Э. Тоффлера, Й. Масуды, М. Кастельса, М. Маклюэна, Р.Ф. Абдеева, В.Л. Иноземцева, Д.В. Иванова и др.) автор главы показывает, как с течением времени происходило изменение позиций ученых: от убеждения в том, что информационная революция несет с собой исключительные социальные блага, в том числе «резко расширит интеллектуальные и производственные возможности человека и реализует массовое производство когнитивной информации и систематизированного знания» (с. 171), до выявления и обличения ее негативных последствий в социокультурном плане. Важным аспектом изучаемой проблематики является рассмотрение в этой главе концептов «информационная среда» и «информационное общество», а также проведение историко-философского анализа процесса формирования современной информационной среды.

Экосистемный подход завоевывает все большую популярность в системе современных наук о жизни, а вот применение его к анализу информационной среды является интересной авторской находкой. Е.В. Петрова фокусирует внимание на том, что в условиях становления информационного общества, быстро развивающейся виртуально-информационной реальности преображается не только окружение человека, но и он сам. Важным моментом позиции автора является признание того факта, что последствия превращения «человека разумного» в «человека информационного» могут оказаться кардинальными и тогда трансформация коснется всего социума (см. с. 214). Ставится задача показать, как взаимосвязаны информационная среда и среда обитания человека в целом. Ключевым понятием здесь становится понятие «антропоэкосистема». Актуальность применения данного понятия к анализу информационной среды автор мотивирует тем фактом, что одной из важнейших составных частей антропоэкосистемы является информационное поле, сформированное информационными потоками (см. с. 217-218). Е.В. Петрова выражает надежду, что, вооружившись точными прогнозами изменений в антропоэкосистеме, наука в будущем сможет разработать пути управления ею. Согласно выводам автора, на современном этапе необходим поиск новых форм построения информационной среды, максимально отвечающих запросам общества и личности и устраняющих информационные стрессы.

На наш взгляд, содержание книги является ярким свидетельством нарастающей актуальности философско-рефлексивного анализа процессов, тенденций и закономерностей, разворачивающихся во всем комплексе наук о жизни. Наряду с подведением итогов научно-исследовательской работы и обсуждением полученных результатов в книге намечаются дальнейшие перспективы и новые горизонты исследований.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что авторы, взяв на себя труд максимально полно и профессионально погрузиться в сложнейший современный дискурс, касающийся философских инноваций в науках о жизни, успешно справились с поставленной задачей. Удалось создать четкое и объемное представление о философских проблемах современного биологического знания с различных позиций — онтологических, методологических, социокультурных и аксиологических. Авторы, находясь в процессе выработки целостной отрефлексированной концепции, пытаются нащупать те векторы и тенденции, которые будут определять дальнейшее социокультурное развитие человеческой цивилизации. В целом работа выдержана в стиле, соединяющем академическую постановку проблем с доступностью их изложения. Она написана языком, понятным не только специалистам в области философии науки, но и любому заинтересованному читателю.

Е.Н. Гнатик

Гнатик Екатерина Николаевна ‒ доктор философских наук, кандидат химических наук, профессор кафедры онтологии и теории познания Российского университета дружбы народов (РУДН).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Gnatik Ekaterina N. ‒DSc In Philosophy, CSc in Chemistry, Professor of the Department Ontology and Epistemology Peoples' Friendship University of Russia (PFUR).

 
« Пред.   След. »