Главная arrow Все публикации на сайте arrow Рец. на кн.: А.М. Орехов. Путешествие вслед за Совой Минервы: Античная философия
Рец. на кн.: А.М. Орехов. Путешествие вслед за Совой Минервы: Античная философия | Печать |
Автор Псху Р.В.   
28.05.2018 г.

 

А.М. ОРЕХОВ. Путешествие вслед за Совой Минервы: Античная философия. М.: ИНФРА-М, 2016. 195 с.

 

 Рецензия подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) № 16-18-10427. The research was made with the financial support from RFH, project № 16-18-10427.

 

 

Преподавание философии в современном мире, когда технологии достигли такого уровня, что одним щелчком по экрану компьютера или телефона можно вывести информацию по основным философским именам, проблемам, источникам, ознакомиться с ними за несколько часов, сдать экзамен по философии и благополучно все забыть, становится настолько авантюрным мероприятием, что требует совершенно иного построения логики учебного процесса, в свою очередь предполагающего создание нового типа учебников по философии. Учебники советского образца, скрупулезно описывающие и вмещающие в разделы не только информативную часть, но и идеологическую, своей солидностью и фундаментальностью могут только отпугнуть современного студента, легкого на подъем, жонглирующего философской терминологией, часто не понимая при этом самой сути философской деятельности. В этом смысле учебная литература должна носить популяризаторский характер, не теряя при этом своей научной фундаментальности. Образцы такой научно-популярной литературы известны. Достаточно вспомнить такие работы, как: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (1922) и Гаспаров М.Л. Занимательная Греция (1995). В области философского знания работой подобного рода может считаться многократно переиздававшийся учебник по философии В.Д. Губина («Основы философии», 1999).

Продолжением такого жанра является и книга А.М. Орехова, написанная для школьников старших классов и студентов всех направлений подготовки. С самого начала читатель приятно удивлен тем, что вместо привычных слов «Философия произошла от греческого слова…» автор излагает, как однажды к нему после лекции подошли студенты и у него с ними завязался диалог. Тем самым создается привычный для студента фон диалога с преподавателем, который традиционен для любой талантливо прочитанной лекции по философии. Пролог написан в форме приключенческого рассказа, в рамках которого излагаются базовые сведения об античной философии. Фантастическое путешествие Пети Аскина и Лизы Каблучковой с их преподавателем по философии (который, очевидно, и есть автор учебника) начинается с фантастического преображения музея, в котором проходило занятие по философии, в корабль, плавающий в виноцветном море. Капитаном этого философского корабля оказался обладатель густой черной бороды, сам Диоген Лаэртский, который представился как проводник по великим греческим и римским философам. Таким образом, учебник строится по образцу приключенческого романа, в котором описывается путешествие двух студентов и их преподавателя по знаменитым местам Древней Греции и Рима и в течение которого происходит знакомство не только с учениями античных философов, но и с бытом, культурой и историей Древнего мира.

Структура учебника включает десять разделов, не считая Пролога, которые озаглавлены как «Путешествия». Начинается поездка героев философского романа со знакомства с Гомером, Гесиодом, семью мудрецами и Милетской школой. Далее после небольшого отдыха путешественники посещают Гераклита, Пифагора, знакомятся с представителями Элейской школы. Следующее путешествие привело их к встречам с Эмпедоклом и Демокритом. В четвертую поездку они знакомятся с Анаксагором и софистами. Путешествие пятое, шестое и седьмое ознаменовано встречами с Сократом, Платоном и Аристотелем. И наконец, последние путешествия – это диалоги с представителями эллинистических школ (киренаики, киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники).

Непосредственность диалогов, некоторая наивность вопросов, которые задают студенты своему преподавателю или же самим философам на протяжении всего путешествия, точно отражают атмосферу семинара по философии, обогащая его описанием природы и культуры посещаемых мест. Такое художественное «обрамление», безусловно, раскрывает огромный дидактический потенциал учебника, поскольку задействует не только разум, но и воображение читателя. Пояснения преподавателя, объясняющие тот или иной сложный аспект философского учения, дополняются цитатами из философских произведений, вложенных в уста самих философов. Все ключевые философские термины, а также реалии античной культуры вписаны в соответствующий контекст и тем самым лишаются той абстрактности, которая часто характерна для большинства учебников по философии.

Читая эту книгу, можно местами не соглашаться с автором, сомневаться в правильности стратегии подачи материала, но точно нельзя остаться равнодушным. А это главный результат, к которому должен приводить любой текст, имеющий отношение к философии, тем более учебник, написанный для студентов и школьников старших классов.

Р.В. Псху

Псху Рузана Владимировнадоктор философских наук, доцент кафедры истории философии Российского университета дружбы народов

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Pskhu Ruzana V. – DSc, associate professor of the Department of History of Philosophy, Peoples’ Friendship University of Russia.

 
« Пред.   След. »