Главная arrow Все публикации на сайте arrow Философия и проблемы современного образования: материалы обсуждения
Философия и проблемы современного образования: материалы обсуждения | Печать |
Автор Редакция   
02.07.2018 г.

 

ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

МАТЕРИАЛЫ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопросы философии. 2018. № 6. С. ??

 

М.Д. Щелкунов, В.В. Миронов, Н.С. Кирабаев, В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина

В 2017 г. в журнал поступили материалы, содержащие оценку роли философии в решении проблем современного российского образования. Авторы – профессора вузов России – акцентируют внимание на различных аспектах образовательных проблем и выявляют педагогическую ценность философии. Мы публикуем эти материалы.

В статье М.Д. Щелкунова критически переосмысливаются современные тенденции коммодификации современного образования. Автор ставит под вопрос культурную и экономическую эффективность университетов третьего поколения, нацеленных на сращение с бизнес-структурами, а также формулирует ряд вопросов, позволяющих философски конструктивно осмыслить проблемы, стоящие перед современной системой высшего образования в России.

Статья В.В. Миронова посвящена проблемам современного школьного образования. Сопоставляя образовательные системы России и Германии, автор выявляет причины деформации современного российского гуманитарного образования, подчеркивает необходимость философских курсов для формирования культурно-исторического сознания России.

Статья Н.С. Кирабаева посвящена актуальной проблеме воспитания гражданина. Автор полагает, что только философия – как способ жизни и мысли – может способствовать формированию аналитического мышления, способного взвешенно, а не революционно, решать социально-политические и экономические проблемы современного общества.

В статье В.М. Гребенниковой, Н.И. Никитиной обсуждаются философские основания профессиональной этики педагога. Авторы опираются на традиции русского философствования, спецификой которого является идея общения, отличного от коммуникации. Проводится мысль о том, что именно общение как самоценность оказывает существенное влияние на формирование современной педагогической деонтологии.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия, образование, воспитание, университет, социальный институт воспитания, гражданин, педагогическая деонтология.

 

ЩЕЛКУНОВ Михаил Дмитриевич – доктор философских наук, профессор, Казанский федеральный университет, Казань.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

МИРОНОВ Владимир Васильевич – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, декан Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

КИРАБАЕВ Нур Серикович – доктор философских наук, профессор, Первый проректор – проректор по научной работе, Российский университет дружбы народов, Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, Краснодар.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

НИКИТИНА Наталья Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного социального университета, Москва.

nn0803@mail.ru

 

 

Статьи поступили в редакцию 15 ноября 2017 г.

Цитирование:

Щелкунов М.Д. Проблемы российских образовательных реформ // Вопросы философии. 2018. № 6. С. ?–?

Миронов В.В. О школьном образовании, гуманитарном знании и уровнях изучения философии // Вопросы философии. 2018. № 6. С. ?–?

Кирабаев Н.С. Воспитание гражданина: о преподавании философии в высших учебных заведениях России // Вопросы философии. 2018. № 6. С. ?–?

Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Философские основания педагогической деонтологии // Вопросы философии. 2018. № 6. С. ?–?

 

 

 

 

Источники – Primary Sources in Russian and German

 

Бубер 1999 – Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999 [Buber Martin , Zwei Glaubensweisen (Russian translation, 1999)].

Кант 1964 – Кант И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного» // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964 [Kant Immanuel, Nachlaß. Aus der vorkritischen Zeit, etwa 1764–1775 (Russian translation, 1964)].

Bollnow, Otto F. (1962) Existenzphilosophie und Pädagogik. Versuch über unstetige Formen der Erziehung, 2 Aufl., W. Kohlhammer Verlag, Stuttgart.

 

 

Ссылки – References in Russian

 

Бахтин 1986 – Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

Горшков, Шереги (ред.) 2010 – Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под. ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010.

Гребенникова, Никитина 2014 – Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Деонтологическая культура менеджера образования: контекст развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 4. С. 12–22.

Гусаренко, Тяжельников 2009 webГусаренко В.В., Тяжельников Ю.А. Диалогичность взаимоотношений между пациентом и врачом // Сибирское медицинское обозрение. 2009. № 1. http://cyberleninka.ru/article/n/dialogichnost-vzaimootnosheniy-mezhdu-patsientom-i-vrachom

Красинская 2016 – Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.

Миронов 2011 – Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования. М.: Воробьёв А.В., 2011.

Пружинин, Щедрина (ред.) 2013 – Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре XIX–XX веков: От личности к традиции / Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2013.

Пружинин, Щедрина 2015 – Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Русская философия как культурно-исторический феномен: проблема целостности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 2. С. 17–24.

Хагуров 2011 – Хагуров Т.А. Выше образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47–57.

Щелкунов 2016 – Щелкунов М.Д. Университеты перед лицом глобальных вызовов: российский путь // Поиск. Альтернативы. Выбор. 2016. № 3. С. 48–54.

 

 

Voprosy Filosofii. 2018. Vol. 6. P. ?–?

PHILOSOPHY AND THE PROBLEMS OF CONTEMPORARY EDUCATION: MATERIALS OF THE DISCUSSION

 

Mikhail D. Shchelkunov, Vladimir V. Mironov, Nur S. Kirabaev, Veronika M. Grebennikova, Natalia I. Nikitina

 

In 2017 the journal received the materials, that contain the assessment of the philosophy’s role in the solution of the modern Russian education problems. The authors, who are the professors of Russian higher educational institutions, accent the attention on the various aspects of educational problems and outline pedagogical value of philosophy. We publish these materials.

In the article of M.D. Shchelkunov are critically rethought the contemporary tendencies of modern education’s commodification. The author calls into the question cultural and economic effectiveness of the third-generation universities, who aim to fuse with business-structures, and also raises the questions, that allow to philosophically constructive comprehend the problems, which Russian system of higher education face.

V.V. Mironov’s article is dedicated to the problems of modern school-education. Comparing the educational systems of Russia and Germany the author finds out the reasons of the deformation of contemporary Russian humanitarian education, highlights the necessity of philosophical courses for formation of Russia’s cultural-historical consciousness.

N.S. Kirabaev’s article is dedicated to the problem of citizen’s upbringing. The author thinks that only philosophy as a way of life and thinking can promote the forming of analytical thinking that is able deliberately and not radically to solve social-political and economic problems of the modern society.

In the V.M. Grebennikova’s and N.I. Nikitina’s article are discussed philosophical bases of pedagogue’s professional ethics. The authors rely on the traditions of Russian philosophizing, to the specifics of which belongs the idea of interaction, that is different from communication. The idea that interaction is a self-value influences the formation of modern pedagogical deontology.

 

KEY WORDS: philosophy, education, upbringing, university, citizen, pedagogic deontology.

 

 

SHCHELKUNOV Mikhail D. – DSc in Philosophy, professor, Kazan Federal University, Kazan.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

MIRONOV Vladimir V. – DSc in Philosophy, Professor, Corresponding Member of RAS, Faculty of Philosophy Moscow State University.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

KIRABAEV Nur S. – DSc in Philosophy, professor, First Vice-Rector – Vice-Rector for Research, Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

GREBENNIKOVA Veronika M. – DSc in Pedagogy, Professor, Education Science and Psychology Department Kuban State University, Krasnodar.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

NIKITINA Natalia I. – DSc in Pedagogy, Professor, Education Science Department Russian State Social University, Moscow.

nn0803@mail.ru

 

Received at November, 15 2017.

Citation:

Shchelkunov, Mikhail D. (2018) ‘The Problems of the Russian Educational Reforms’, Voprosy Filosofii, 2018. Vol. 6, pp. ?–?

Mironov, Vladimir V. (2018) ‘On the School Education, Humanitarian Knowledge and the Levels of Studying Philosophy’ Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2018), pp. ?–?

Kirabaev, Nur S. (2018) ‘The Upbringing of the Citizen: on the Teaching Philosophy in the Russian Higher Educational Institutions’, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2018), pp. ?–?

Grebennikova, Veronika M., Nikitina, Natalia I. (2018) ‘Philosophical Bases of the Pedagogical Deontology’, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2018), pp. ?–?

 

 

References

 

Bakhtin, Mikhail M. (1986) The Aesthetics of Verbal Art, Iskusstvo, Moscow (In Russian).

Clark, Burton R. (1998) Creating Entrepreneurial Universities: Organization Pathways of Transformation, Elsevier Science, Oxford.

Gorshkov, Mikhail K., Sheregi Franz E. (eds.) (2010) Modernization of Russian education: problems and perspectives, CSPM, Moscow (In Russian).

Grebennikova, Veronika M., Nikitina, Natalia I. (2014) ‘Deontological culture of education manager: the context of development’, Scientific support of a system of advanced training, 4, pp. 12–22.

Gusarenko, Viktoria V., Tyazhelnikov Yuriy A. (2009) ‘Dialogics of interrelation between patient and doctor’, Siberian Medical Review, 1, http://cyberleninka.ru/article/n/dialogichnost-vzaimootnosheniy-mezhdu-patsientom-i-vrachom

Hagurov, Temyr A. (2011) ‘Higher Education: between Ministry and Service’, Higher Education in Russia, 4, pp. 47–57 (In Russian).

Krasinskaya, Lyudmila F. (2016) ‘Modernization, Optimization, Bureaucratization... What Awaits High School Tomorrow?’, Higher Education in Russia, 3, pp. 73–82 (In Russian).

Mironov, Vladimir V. (2011) Thoughts on the Reform of the Russian education, Vorobyov A.V., Moscow (In Russian).

Pruzhinin, Boris I., Shchedrina, Tatiana G. (eds.) (2013) Epistemological style of the Russian intellectual culture of the XIX–XX centuries: from personality to tradition, ROSSPEN, Moscow (In Russian).

Pruzhinin, Boris I., Shchedrina, Tatiana G. (2015) ‘Russian Philosophy as a Culture-Historical Phenomenon: the Problem of Integrity’, The Herald of Vyatka State University for the Humanities, 2, pp. 17–24 (In Russian).

Shchelkunov, Mikhail D. (2016) ‘Universities before the Face of Global Challenges: the Russian Way’, Search. Alternatives. Choice, 3, pp. 48–54 (In Russian).

 

 

 
« Пред.   След. »